Премии журнала «Звезда»



Марина Тимашева: В конце января в Петербурге прошло присуждение ежегодных премий литературного журнала "Звезда". В этот же день был создан общественный совет журнала. На церемонии побывала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Премия журнала «Звезда» - уже традиционное культурное событие в городе. Как всегда, это несколько номинаций – вся литературная радуга, присутствующая только в толстом и не глянцевом журнале. Одна из номинаций введена только в прошлом году - это «Автор года». Говорит соредактор журнала «Звезда» Андрей Арьев.

Андрей Арьев: В прошлом году этим автором года в «Звезде» стал Виталий Шенталинский, а в этом году - Даниил Александрович Гранин. Совпало это вручение премии с его 90-летием, но, естественно, мы печатали его произведение «Листопад» и в первых номерах прошлого года, и это произведение, которое всем нам открыло Даниила Александровича как бы изнутри. Хотя его собрание «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» - не исповедь, но оно построено таким образом, что постепенно открывается внутренний мир человека, видно, как человек вдруг сталкивается с миром духовных явлений.

Татьяна Вольтская: В номинации «Поэзия» премию «Звезды» получила харьковский поэт Ирина Евса.

Андрей Арьев: Она действительно поэт, причем поэт, остро отстаивающий такие петербургские принципы школы, такой германской точности, не позволяющей автору своевольно играть словами.

Татьяна Вольтская: В разделе «Проза» лавры снискал Леонид Менакер.

Андрей Арьев: Он известен очень хорошо в мире кино, как режиссер, поставивший много фильмов. В том числе фильм о Пушкине, в котором самого Пушкина нет, зато есть Геккерен, которого гениально играет Смоктуновский. Обычно люди с упоением рассказывают о самих себе, а Менакеру удалось рассказать с таким же упоением о мире кино и о тех людях, с которыми он встречался.

Татьяна Вольтская: В номинации «Публицистика» премию получил ученый, математик Юрий Петров за статью с нелитературным названием «Уроки катастрофы самолета Ту-154 22 августа 2006 года над Донецком».


Андрей Арьев: Поднимаются проблемы, которые должно решать не только наше общество, отдельное российское, а вообще весь мир. Автор, вместе со своими коллегами, учеными-математиками, высчитал некоторые закономерности, по которым можно было бы избежать аварии.

Татьяна Вольтская: В разделе «Критика и эссеистика» премию получила московский филолог Ирина Сурат за статью о петербургских мотивах в поэзии Мандельштама.

Андрей Арьев: До Мандельштама, как считает вполне обоснованно Ирина Сурат, пушкинская тема связана была с «Медным всадником», для символистов, для Достоевского, и так далее, все это была трагедия, трагедия маленького человека. А вот для раннего Мандельштама тоже главный был «Медный всадник», но «Медный всадник» блистательного пролога «Люблю тебя, Петра творенье».

Татьяна Вольтская: Помимо этих, основных, есть еще две премии «За лучшую первую публикацию». Одну из них получила Наталья Лазарева за повесть «Постоянное место ссылки».

Андрей Арьев: Это повесть, которая открывает целый континент. Автор провела детство и юность в железнодорожных вагончиках, которые по всей стране колесили, чинили там пути и все такое. И публика там соответственная подбиралась. Это люди, которые, может быть, еще не попали в лагерь, но уже были изгнаны из больших городов, или люди уже освободившиеся из лагеря, но им тоже было не добраться до столицы, и вот они жили такой кочевой жизнью. И вот такой континент художественный открыла Лазарева, за что справедливо получила премию за первую публикацию.

Татьяна Вольтская: Другая премия за дебют присуждается тем, кто впервые публикуется в «Звезде». Ее получила Наталья Червинская за повесть «Свалка истории».


Андрей Арьев: Повесть – блестящая. О людях, которые все время живут, как будто они чем-то хворают или вот-вот заболеют. Им ничего не помогает. Понятно, что они чают чего-то невозможного, в поисках этого невозможного они то покидают свои семьи, то уезжают вообще из страны, и чем дальше они приближаются, якобы, к райской жизни, тем горше становится у них на душе.

Татьяна Вольтская: После церемонии было объявлено о создании Общественного совета журнала «Звезда», в который вошли: историк, академик Российской Академии наук Борис Ананьич, директор Пушкинского дома Всеволод Багно, народный артист России Олег Басилашвили, председатель Петербургского Математического общества Анатолий Вершик, ректор петербургского Европейского университета Борис Вахтин, писатель Даниил Гранин, режиссер Лев Додин, директор Отделения физики плазмы Института имени Иоффе Михаил Петров, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, композитор Сергей Слонимский. Зачем нужен такой совет, объясняет соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин.

Яков Гордин: Общественный совет будет таким экспертно-консультативным органом. Во-первых, общение с этими высокоинтеллектуальными людьми пойдет, безусловно, на пользу журналу, кроме того, поскольку они теперь, волей-неволей, будут знакомиться с журналом, то их мнение по поводу стратегического направления журнала для нас будет очень важно.

Татьяна Вольтская: Об Общественном совете «Звезды» говорит его член Борис Вахтин.

Борис Вахтин: Меня очень порадовало заявление Якова Аркадьевича, что делать ничего не нужно, а нужно только получать журнал, регулярно его читать и говорить, верной дорогой они идут или не очень верной. На самом деле, они очень великое дело делают, особенно в наше подлое время. Я не могу опомниться. Я с утра прочитал высказывание министра образования Российской Федерации, который объяснил нам, что гуманитарное образование России не нужно, потому что оно только плодит безработных, особенно в эпоху кризиса. Это национальная катастрофа, когда министр образования России говорит, что не нужно гуманитарное образование.

Татьяна Вольтская:
А вот почему в совет сошел композитор Сергей Слонимский.


Сергей Слонимский: Во-первых, я - заядлый читатель, во-вторых, я сын писателя Михаила Леонидовича Слонимского, который руководил литературным Объединением и ныне многие, сегодня уважаемые люди, занимающие первые позиции, были в Объединении у отца. Кроме того, отец был обруган грешнопамятным постановлением ЦК 1946 года за очерк, напечатанный в журнале «Звезда». Так что, я никак не мог отказаться из солидарности. Мне интересно почитать, потому что пока мы еще такие, что в сталинское время смелее писали прозаики о реальной жизни, чем мы о плохой жизни людей сегодня. Вот об этом как-то мало удается выяснить. Вроде бы, сейчас бояться можно меньше, а боятся больше.

Татьяна Вольтская: А вообще-то в этом году «Звезда» - старейший литературный журнал в России - отметит свое 85-летие. Но это событие еще впереди.