Лидеров петербургского ОГФ вызвали в Следственный комитет

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.

Андрей Шароградский: Сегодня стало известно, что лидера петербургского отделения "Объединенного гражданского фронта" Ольгу Курносову и еще шестерых активистов ОГФ вызывают в Следственный комитет при прокуратуре России. Местный избирком обвиняет их в фальсификации документов. Между тем, сами активисты "Объединенного гражданского фронта" сегодня проводят акцию протеста против нарушений закона в ходе избирательной кампании на муниципальных выборах. Из Петербурга передает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Несмотря на невысокий статус муниципальных выборов вообще, избирательная кампания в Петербурге проходит драматически для кандидатов от оппозиции. Некоторые избирательные комиссии им приходилось буквально брать штурмом, правда, безуспешно. Так было в муниципальном округе Черная речка, где сначала для кандидатов от петербургского отделения "Объединенного гражданского фронта" выставили кордон из охраны, не пустив их даже сдать документы на регистрацию. Потом те, кому все же удалось сдать документы, заметили, что они сфальсифицированы. А 13 февраля лидеру ОГФ Ольге Курносовой пришлось явиться в районный Следственный комитет, поскольку уже сама избирательная комиссия обвинила оппозиционных кандидатов в подделке подписей, в некоторых случаях даже собственных. Говорил лидер петербургского ОГФ Ольга Курносова:

Ольга Курносова: Ситуация, конечно, совершенно бредовая. Комиссия, которая сама нарушает закон на каждом шагу, написала в Следственное управление на основании того заключения экспертов, которое у меня на руках, которое в отсутствии образца подписей не может установить подлинность подпись того или иного лица. В частности, сомнения у эксперта вызвали подписи моя, моего сына, всех моих соседей по лестничной площадке, моих знакомых, знакомых моих знакомых, то есть всего 28 подписей у него вызвали сомнения. Из них большинство людей, которых я лично знаю. Естественно, они не могут даже исключить эти подписи, потому что исключить можно только по 100-процентному заключению экспертов.

Татьяна Вольтская: Тем не менее, шесть человек, считая саму Ольгу Курносову, вынуждены явиться в Следственный отдел при прокуратуре и написать объяснение. Впрочем, они не очень расстроены этим обстоятельством.

Ольга Курносова: Все, что ни делается, все к лучшему. Потому что я ,наконец, увидела ксерокопии своих подписных листов. Даже как бы следователь всполошился, что там дописаны цифры не моей рукой. Соответственно, то, на основании чего меня не зарегистрировали, как я и думала, что комиссия сама исправила адреса. Так и есть.

Татьяна Вольтская: Цифры, о которых идет речь, - это номера домов. Например, дом 5 по Сестрорецкой улице, превратившийся в дом 15, не существующий в природе.

Ольга Курносова: Это видно даже на ксерокопии. Ты ставишь дом, точка, потом ставишь 5. Приписывая туда единицу, она на точку налезает, она кривая, она не такая как моя единица. Видно, что старались сделать похожим образом.

Татьяна Вольтская: В результате Ольга Курносова подала в Следственный отдел при районной прокуратуре заявление с просьбой расследовать, каким образом после сдачи документов в приемную комиссию, в них появились изменения. Впрочем, инцидент этот неоднозначный и, возможно, далеко идущий, считает пресс-секретарь петербургского ОГФ Михаил Елисеев.

Михаил Елисеев: Очевидно, что если будет исключен административный ресурс, то, возможно, они, конечно, попытаются возбудить уголовное дело. Но мы абсолютно не против этого. Мы даже наоборот в какой-то степени благодарим избирательную комиссию, потому что, в принципе, мы хотели сделать то же самое. Только мы хотели сначала выиграть суды, которые сейчас идут, а потом уже подать в прокуратуру для того, чтобы установить - кто сфальсифицировал наши подписи. В принципе, они выполнили нашу работу. Мы, в принципе, даже рады, что Следственный комитет этим вопросом занялся.

Татьяна Вольтская: Что касается судов, то практика уже показала, что выиграть их для оппозиционеров весьма проблематично, не только для членов ОГФ. Говорит член бюро партии "Яблоко" Борис Вишневский.

Борис Вишневский: Когда у команды из "Яблока" и работающих с ними общественных активистов в Московском районе на суд приходят люди, которых обвиняют в том, что их подписи якобы подделаны, и суд отказывается вызывать их как свидетелей, говоря, что ваши подписи фальшивы, нам слушать вас не надо, у нас есть заключение эксперта, мы это видели уже в 2007 году на выборах Законодательного собрания. У меня вопрос. Что еще надо доказать, что подписи настоящие? Каким способом можно все опровергнуть эти абсолютно липовые якобы экспертные заключения?

Татьяна Вольтская: Не менее возмущены ходом избирательной кампании и в петербургском отделении "Справедливой России". Говорит лидер фракции в Законодательном собрании города Олег Нилов.

Олег Нилов: Их сняли из-за порядка 300 человек. Большинство просто не зарегистрированы. Это каждый четвертый. Это, я понимаю, идет отработка технологий циничная, которые придумываются мошенниками, наперсточниками политическими, как я их называю. Может быть, это какие-то эксперименты и опыты, в том числе для каких-то более серьезных кампаний.

Татьяна Вольтская: Эсеры уже сделали заявление в прокуратуру на ста листах. Идут суды. Олег Нилов говорит, что каждый процесс будут стараться довести до более высоких инстанций. Кстати, даже попытка подать заявление в прокуратуру обернулась скандалом. Из-за этого в четверг, 12 февраля, советник спикера Совета Федерации России Юлия Надеждина попала в милицию вместе с другим эсером Станиславом Паско. Дело в том, что когда около 40 кандидатов от партии и самовыдвиженцев, получивших отказы в регистрации, и не нашедших защиты в горизбиркоме, пришли в прокуратуру, чтобы подать жалобу, у некоторых в руках были самодельные плакаты с требованием разобраться с нарушениями. Это и дало повод милиционерам назвать все это несанкционированной акцией. Даже коллективную жалобу нескольких кандидатов, написанную на листе ватмана, сочли за плакат. Говорит член фракции "Справедливая Россия" в петербургском парламенте Алексей Ковалев.

Алексей Ковалев: Проходящие сейчас муниципальные выборы показывают ангажированность и, я бы сказал, предвзятость всей системы муниципальной власти, которая контролируется сегодня "Единой Россией, по отношению к нашей партии "Справедливая Россия" и другим, конечно, организациям, которые находятся в оппозиции. Потому что не зарегистрировать огромное количество кандидатов, которых раньше под таким предлогом никогда в жизни не снимали, например, по причине того, что не соблюдена пропорция мужчин и женщин, или собственную подпись надо заверять нотариально, это показывает просто беспредел в этой сфере. Сегодня новая тенденция. Под предлогом того, что о конференции якобы мы не уведомляли муниципальные советы, взяли и сняли ряд наших кандидатов, уже зарегистрированных через суд! Причем, объективная картина ситуации была совершенно не такая, какой ее представил суд. Возникает вопрос - правомерность судьи, который принял это решение. Я, например, слышал такие слухи, что "Единая Россия" говорит, типа, мы с судами договорились. Боюсь, что выборы ни к чему хорошему не приведут.

Татьяна Вольтская: И последнее. Все попытки получить комментарии в горизбиркоме оказались безуспешными. Зампредседателя Дмитрий Краснянский ответил через секретаря, что времени сейчас очень мало, чтобы тратить его впустую, то есть, логически продолжая его мысль, на ответы прессе.