Чемодан-вокзал: пятая попытка

Аэропорт Шереметьево-2 видел уже четыре волны эмиграции

По данным Росстата, в последние месяцы из России на постоянное место жительства за границу уехали около 4 тысяч человек. Это дало повод говорить о новой - пятой - волне эмиграции. Эксперты полагают, что основную часть эмигрантов составят предприниматели и менеджеры.
Еще в прошлом году значительная часть представителей российского среднего класса мечту о благополучии связывала с заграницей.

"Подавляющее большинство опрошенных хотели бы, чтобы их дети учились или работали за границей. Несколько меньшая доля – чтобы они уехали туда на постоянное место жительства. Причем сильнее эти настроения были выражены среди тех, кто сомневался в стабильности установившегося политического порядка, критически относился к состоянию экономики и общих дел в стране. Среди этих людей была повышенная доля с установкой на эмиграцию или переезд детей", - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела социально-экономических исследований Левада-Центра Наталья Зоркая.

После распада СССР Россию покинули около полутора миллионов человек. По оценкам некоторых демографов, сегодня речь идет о десятках тысяч человек. "Миграционная активность населения повышается в периоды любых кризисов, - отмечает президент Национальной Федерации психоанализа Михаил Решетников. - Это касается не только России, это касается всех стран. Причем чаще всего это касается людей со средним уровнем достатка и с достатком ниже среднего уровня. И всегда людям кажется, что где-то будет лучше. Я не думаю, что это будет слишком большая миграция. Она будет примерно на том же уровне, что и во всех других странах".

Директор института демографии Высшей Школы экономики Анатолий Вишневский считает, что большого потока эмиграции из России не будет, поскольку для этого "должна быть очень большая разность потенциалов - то есть здесь должно быть очень плохо, а там очень хорошо".

Михаил Решетников отмечает, что у россиян выработался иммунитет на кризисные ситуации: "Фактически россияне без кризиса никогда не жили. Мы переходили из одного кризиса в другой, и наша способность переносить тяготы и лишения современной нам действительности на протяжении последних 200 лет вызывает только восхищение".