Конфликт вокруг закрытия Московского Дома скульптора развивается. В столице прошел внеочередной чрезвычайный съезд Московского Союза художников "Власть против художников".
Здания, занимаемые культурными общественными организациями, то и дело привлекает внимание Росимущества, после чего, как правило, меняют хозяев. Вокруг Центрального дома художников еще кипят страсти, Фонд Ролана Быкова выселен, Московский Дом скульптора опечатан.
Перепробовав все средства легальной борьбы — протесты, суды, голодовку — художники созвали внеочередной съезд, который открыл председатель Московского Союза художников и сектора скульптуры Иван Казанский: "Мало кто знает, но за годы перестройки, тем или иным образом, потеряны до 2002 года полторы тысячи помещений. Это притом, что мы все, что возможно оформляем в собственность. С такими трудами, через суды! За последние три с половиной года удалось оформить 19,5 тысяч квадратных метров — 19 объектов. Но происходит страшное. А именно: мы начинаем жить во имя законов. Более того, юристы Министерства культуры несколько раз ставили на место меня как председателя правления Московского Союза художников. Мне говорили: вы региональная общественная организация, вам до министерства еще дорасти. Ваше место — Москва!"
Поскольку большинство занимаемых творческом союзом объектов расположены в центре Москвы и являются памятниками архитектуры, тему федерального имущества продолжил художник Александр Смирнов: "В нашем городе огромное количество помещений и центров культуры находятся в зданиях, которые являются памятниками архитектуры. А стало быть — это все федеральное имущество. Это значит, что если федеральные власти отбирают какой-нибудь центр, например, Дом скульптора, то начинает это покушение на собственность Союза. Сейчас теряются мастерские, которые являются собственностью Союза. Создана специальная комиссия из чиновников, которые будут их нам распределять. Это душит нас. Кто из нас по коммерческой цене способен взять в пользование мастерскую?!"
Вопрос мастерских — это еще один важный вопрос, который беспокоит художников. Раньше советская власть обеспечивала членов Союза художников мастерскими. Тем, у кого их не было, полагалась 20 квадратных метров вдобавок к нормативным жилым. О ситуации с фондом мастерских в Союзе художников рассказал Дмитрий Цветков: "Союз художников не хочет делиться тем, что у него есть, с теми, у которых этого нет. Я работаю с галереями. Я работаю с Маратом Гельманом, я работаю и делаю альтернативное искусство. Я работаю на благо того же самого Союза художников. Я знаю, что во множестве мастерских, которые сейчас принадлежат Союзу художников, художники сами не бывает десятилетиями, а не годами. И при этом они все гении. Последний раз он делал портер Гагарина в 1975 году, или "Ленина в кепке". И с тех пор он говорит — я гений! 5 тысяч рублей аренды он за эту мастерскую не платит. И, вообще, не привык к таким вещам. Он привык, что Союз художников приносит ему заказ на надгробье, скажем, космонавта, на которое он будет жить четыре года. Отсюда, собственно говоря, и все эти вопли по поводу того, что нас обирают, что это нечестно! Вот я молодой, здоровый, у меня работы в Третьяковке, в Русском, в Пушкинском. Я прошу: поделись со мной! Я тебе дам денег, я не жулик, не бандит. а они в ответ: — Нет! Мало того, посмотрите, кто сидит в зале. Какой здесь процент людей до 40 лет? Кто из них делает выставки? Кто из них участвует в актуальности: в галереях "Винзавода", в Третьяковке, в новейших течениях Третьяковки, кто выставляется у Боровского? Там все — молодые талантливые люди с горящими глазами, которым 25-35 лет. Здесь же никого из них нет. Сюда из них ни одного человека не пришло. И все потому, что с ними не делятся, их сюда не пускают. А не из-за того, что неинтересно".
Имущественные споры одни из самых трудных не только в творческих союзах. Однако московские художники показали себя настоящими борцами. Участники съезда подписали письмо к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить Московский Дом скульптура. Из многочисленных приглашенных чиновников в качестве наблюдателей присутствовали представители госимущества. Художник Дмитрий Иконников переложил ответственность за все происходящее на Министра культуры.
Внеочередной чрезвычайный съезд Московского Союза художников "Власть против художников" принял следующие резолюции. Потребовать признания заслуг Московского Союза художников в деле сохранения здания Московского Дома скульптура и возможности возобновить его работу как общественного культурного центра. Инициировать и добиться продолжения работы над законом о творческих союзах, который определил бы и защитил права художников.
О кризисе в среде российских творческих союзов в интервью Радио Свобода рассуждает и бывший генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.
Перепробовав все средства легальной борьбы — протесты, суды, голодовку — художники созвали внеочередной съезд, который открыл председатель Московского Союза художников и сектора скульптуры Иван Казанский: "Мало кто знает, но за годы перестройки, тем или иным образом, потеряны до 2002 года полторы тысячи помещений. Это притом, что мы все, что возможно оформляем в собственность. С такими трудами, через суды! За последние три с половиной года удалось оформить 19,5 тысяч квадратных метров — 19 объектов. Но происходит страшное. А именно: мы начинаем жить во имя законов. Более того, юристы Министерства культуры несколько раз ставили на место меня как председателя правления Московского Союза художников. Мне говорили: вы региональная общественная организация, вам до министерства еще дорасти. Ваше место — Москва!"
Поскольку большинство занимаемых творческом союзом объектов расположены в центре Москвы и являются памятниками архитектуры, тему федерального имущества продолжил художник Александр Смирнов: "В нашем городе огромное количество помещений и центров культуры находятся в зданиях, которые являются памятниками архитектуры. А стало быть — это все федеральное имущество. Это значит, что если федеральные власти отбирают какой-нибудь центр, например, Дом скульптора, то начинает это покушение на собственность Союза. Сейчас теряются мастерские, которые являются собственностью Союза. Создана специальная комиссия из чиновников, которые будут их нам распределять. Это душит нас. Кто из нас по коммерческой цене способен взять в пользование мастерскую?!"
Вопрос мастерских — это еще один важный вопрос, который беспокоит художников. Раньше советская власть обеспечивала членов Союза художников мастерскими. Тем, у кого их не было, полагалась 20 квадратных метров вдобавок к нормативным жилым. О ситуации с фондом мастерских в Союзе художников рассказал Дмитрий Цветков: "Союз художников не хочет делиться тем, что у него есть, с теми, у которых этого нет. Я работаю с галереями. Я работаю с Маратом Гельманом, я работаю и делаю альтернативное искусство. Я работаю на благо того же самого Союза художников. Я знаю, что во множестве мастерских, которые сейчас принадлежат Союзу художников, художники сами не бывает десятилетиями, а не годами. И при этом они все гении. Последний раз он делал портер Гагарина в 1975 году, или "Ленина в кепке". И с тех пор он говорит — я гений! 5 тысяч рублей аренды он за эту мастерскую не платит. И, вообще, не привык к таким вещам. Он привык, что Союз художников приносит ему заказ на надгробье, скажем, космонавта, на которое он будет жить четыре года. Отсюда, собственно говоря, и все эти вопли по поводу того, что нас обирают, что это нечестно! Вот я молодой, здоровый, у меня работы в Третьяковке, в Русском, в Пушкинском. Я прошу: поделись со мной! Я тебе дам денег, я не жулик, не бандит. а они в ответ: — Нет! Мало того, посмотрите, кто сидит в зале. Какой здесь процент людей до 40 лет? Кто из них делает выставки? Кто из них участвует в актуальности: в галереях "Винзавода", в Третьяковке, в новейших течениях Третьяковки, кто выставляется у Боровского? Там все — молодые талантливые люди с горящими глазами, которым 25-35 лет. Здесь же никого из них нет. Сюда из них ни одного человека не пришло. И все потому, что с ними не делятся, их сюда не пускают. А не из-за того, что неинтересно".
Имущественные споры одни из самых трудных не только в творческих союзах. Однако московские художники показали себя настоящими борцами. Участники съезда подписали письмо к президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить Московский Дом скульптура. Из многочисленных приглашенных чиновников в качестве наблюдателей присутствовали представители госимущества. Художник Дмитрий Иконников переложил ответственность за все происходящее на Министра культуры.
Внеочередной чрезвычайный съезд Московского Союза художников "Власть против художников" принял следующие резолюции. Потребовать признания заслуг Московского Союза художников в деле сохранения здания Московского Дома скульптура и возможности возобновить его работу как общественного культурного центра. Инициировать и добиться продолжения работы над законом о творческих союзах, который определил бы и защитил права художников.
О кризисе в среде российских творческих союзов в интервью Радио Свобода рассуждает и бывший генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.