Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие бывший Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко.
Андрей Шарый: В России существует восемь творческих союзов, это советское наследие, все они вот уже почти двадцать лет пытаются реформироваться, однако из съездом и дебатов мало что получается. Помимо Союза художников, конфликты раздирают сейчас Союз кинематографистов, отступники исключены из руководства Союза журналистов, где свои проблемы и свои разногласия. Нужны ли вообще творческие союзы и если нужны, то какие? Эти вопросы я задал бывшему Генеральному секретарю Союза журналистов России Игорю Яковенко.
Игорь Яковенко: Творческие союзы вне всякого сомнения нужны. Потому что даже в таком виде, как такие обломки Советского Союза, они выполняют очень важную функцию лучше или хуже, но практически все выполняют. Это среда общения, это такой клуб, это ощущение причастности к творческой профессии. Те восемь творческих союзов, которые в России существуют, они, действительно, выполняют эту функцию. Другой вопрос, что параллельно, конечно, нужны профсоюзы - организации, которые выполняют функции защиты людей, принадлежащих к этой профессии. Вот, к сожалению, творческий союз эти функции не выполняет.
Андрей Шарый: В советские времена творческие союзы были чем-то вроде такой кормушки, от которой кому-то доставалось больше, а кому-то доставалось меньше. В Союз журналистов в прежнее время вступали для того, чтобы попасть в ресторан, что тогда было довольно сложно в Москве в советское время, скажем. Клубы по профессиям существуют во всех странах. Существует большое количество неформальных организаций, профсоюзных. Что нужно оставить из прошлого? Что взять в будущее?
Игорь Яковенко: Все-таки, скорее всего, профсоюз должен существовать отдельно. Должны существовать какие-то организации, которые составляют инфраструктуру рынка журналистики, рынка кинематографии, рынка художественного творчества, писательского цеха и так далее. Но помимо этого, творческий союз должен, видимо, стать именно как среда общения.
Андрей Шарый: Многие конфликты вокруг творческих союзов крутятся вокруг вопросов собственности. Может быть, начинать с того, что каким-то образом решить сначала эти вопросы, а потом уже на руинах строить какие-то новые профессиональные организации? Так не получится?
Игорь Яковенко: Я думаю, что это невозможный вариант. Отобрать у творческих союзов собственность невозможно. Кроме всего прочего это неправильно. Это очень сильный такой удар по профессиональному творческому содружеству. Нужно просто рядом создавать другие организации - профсоюзы и другие элементы инфраструктуры этого профессионального поля.
Андрей Шарый: Мне так кажется, что сейчас членами этих творческих союзов в основном являются представители старшего поколения. Они немножко с другим представлением об искусстве, о роли коммерции в искусстве или в творчестве. Эти новые некие организации, союзы творческие, как вы их видите, они могут быть окупаемыми?
Игорь Яковенко: Да, они не должны дотироваться со стороны государства. Творческий союз должен оказывать услуги. Если говорить о Союзе журналистов, то он должен оказывать услуги журналистам и средствам массовой информации. За эти услуги, если они действительно востребованы, нужно брать деньги. Профсоюз должен получать деньги от взносов, другие организации - от других услуг. Это нормальная совершенно вещь. Я думаю, что это реально. Что же касается того, что там люди более старшего возраста, это правда.
Андрей Шарый: Вообще, это реформируемая организация?
Игорь Яковенко: Пока это никому не удалось. Пока эта задача никогда и нигде не решалась. Поскольку я пытался, у меня ничего не получилось, говорить о том, что это невозможно в принципе, это будет некорректно. Я до конца не понимаю - решаема эта задача вообще или нет, или это какая-то история, которая не имеет решения. Я думаю, что все равно ликвидировать эти союзы, во-первых, невозможно, и это очень неправильно, потому что они выполняют важные функции. Это люди. Это тысячи, десятки тысяч людей, которые, так или иначе, все-таки чувствуют свою принадлежность к цеху. Это очень важная функция - автономия поля. Его противодействие - разрушение каких-то других вещей. Притом, что - да, союзы все старые, союзы все кажутся бесполезными. Огромное количество молодежи все время говорит - зачем нужны эти союзы, что они нам дают. Все правда. Но, тем не менее, есть другие люди, которым эти союзы дают ощущение причастности к профессии и какой-то защищенности. Люди оказываются среди своих. Надо, ничего не ломая, создавать рядом другую профессиональную среду.