Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Сегодня в Москве суд присяжных оправдал всех обвиняемых на процессе об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Коллегия присяжных сочла, что следствию не удалось доказать их причастность к преступлению. В причастности к убийству обвинялись братья Джабраил и Ибрагим Махмудовых и бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов. Оправдательный приговор вынесен также подполковнику ФСБ Павлу Рягузову, которого судили за преступление, не связанное с убийством Политковской.
Марьяна Торочешникова: Утром, когда председательствующий Евгений Зубов обращался с напутственным словом к присяжным, никто с уверенностью не мог сказать каким будет вердикт. И хотя все свидетельствовало, скорее, в пользу оправдания интрига сохранялась до последнего момента. Перед присяжными было поставлено 20 вопросов и, отправляя их в совещательную комнату, Евгений Зубов напутствовал: "Никто из вас, не был очевидцем событий. Вам предстоит восстанавливать их по тем доказательствам, которые были представлены в ходе судебного следствия. Но вердикт не может быть основан на предположениях и догадках, и оценивать доказательства вы должны по внутреннему убеждению. Вы являетесь судьями факта. Решение выносить вам".
На то, чтобы вынести вердикт заседателям понадобилось чуть меньше двух часов, по истечении которых присутствующие в зале из уст старшины присяжных услышали, что подсудимые оправдан по всем предъявленным пунктам обвинения. Единственный вопрос опросного листа, на который был дан утвердительный ответ, касался того факта, что 7 октября 2006 года Анна Политковская была убита в подъезде собственного дома.
Зал встретил вердикт присяжных аплодисментами. Мать братьев Махмудовых – Залапа – не скрывала радости.
Залапа Махмудова: Я очень благодарна им, что они все-таки вынесли правильное решение. Я надеялась на это, потому что я знала, что мои дети ни в чем не виновны, я это точно знала. Я очень им благодарна, спасибо суду и присяжным заседателям за это решение.
Марьяна Торочешникова: Первые комментарии недавние подсудимые давали еще из-за решетки – прежде, чем освободить их из-под стражи, конвою необходимо было дождаться соответствующего определения председательствующего (не более чем юридическая формальность).
Бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов, по настоянию которого дело и попало в суд присяжных, сказал, что вердикт лишь утвердил его в том, что необходимо развивать институт присяжных в России.
Сергей Хаджикурбанов: Я всегда поддерживал, чтобы в нашей стране процветал суд присяжных. Плохой, хороший – не важно. Огромное спасибо присяжным, потому что им пришлось, на самом деле, выбирать между белым и черным.
Марьяна Торочешникова: Джабраил Махмудов отметил, что очень надеется на то, что руководитель следственной группы Педрос Гарибян доведет дело об убийстве Анны Политковской до логического финала и найдет настоящих виновных в совершении этого преступления.
Джабраил Махмудов: Гарибяну я желаю, чтобы он, на самом деле, нашел настоящих преступников. Я надеюсь, ему Бог даст и Бог поможет. Если когда-нибудь в жизни у меня такая возможность появится, для меня, на самом деле, это смысл жизни будет - искать и узнать, кто это на самом деле сделал. За то, что просто так сидеть, за то, что нас просто так... очень мне это будет интересно.
Марьяна Торочешникова: Пожалуй, не меньше, чем его подзащитный, оправдательному вердикту радовался адвокат Мурад Мусаев. Это было его первое дело с участием присяжных и сразу - оправдательный вердикт.
Мурад Мусаев: Сейчас скажу что, это банальное и пафосное, справедливость восторжествовала. Случай исключительный для России. Исключительный. Не единственный, конечно, но один из ста, может быть, даже тысячи в делах такого рода, в делах политических. Слава богу, честь и хвала присяжным, которые оказались принципиальными, которые дошли с этой своей принципиальностью со стадии отбора присяжных до стадии вынесения вердикта.
Марьяна Торочешникова: Для адвоката Ибрагима Махмудова Сайдахмета Арсамерзаева оправдательный вердикт, вынесенный присяжными, больше, чем профессиональный успех.
Сайдахмет Арсамерзаев: Сейчас, возможно, есть вариант, что будут искать настоящих убийц Политковской. Это самое главное и не менее важное для меня, как, я извиняюсь, я чеченец по национальности, самое обидное, самое циничное в этом деле было, я говорил все время, что убийство Политковской повесили на представителей чеченского народа, который Политковской был обязан больше всех. Это был высший цинизм, это был позор для чеченского народа. Сегодня я могу отзвониться отцу и сказать: "Отец, ты видишь, я был прав". Потому что он мне говорил: "Ты кого защищаешь? Ты защищаешь убийц Политковской! Домой не возвращайся". Мой отец - старый человек, 85 лет. Сегодня я еще не отошел, чтобы позвонить ему и сказать: "Папа, чеченцы невиновны". Вот это самое главное, что я могу для себя сказать.
Марьяна Торочешникова: В пятницу Ибрагим и Джабраил Махмудовы, Сергей Хаджикурбанов и Павел Рягузов вернутся в Московский окружной военный суд, но уже не как подсудимые. Им предстоит принять участие в обсуждении последствий вердикта - еще одна юридическая формальность, после чего председательствующий удалится для вынесения приговора. Безусловно, он будет оправдательным.