Новые подробности начинающегося "олимпийского" строительства в Сочи

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.

Александр Гостев: Российские власти намерены сэкономить бюджетные деньги на строительстве олимпийских объектов в Сочи. Кризис ослабил рубль, и пару дней назад вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что стоимость некоторых спортивных сооружений несколько завышена. Прошло почти 20 месяцев с того момента, когда в Гватемале было объявлено, что столицей Олимпийских Игр 2014 года станет город Сочи. Тогдашний президент страны Владимир Путин обнародовал сумму, в которую обойдутся Зимние Игры государству и частным инвесторам - это чуть больше 300 миллиардов рублей, что приравнивалось к 12 миллиардам долларов. Эксперты пока не видят препятствий со строительством олимпийских объектов, но есть проблемы с переселением жителей Имеретинской долины. Над этой темой работал мой коллега Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: На ранее объявленные 12 миллиардов долларов США планировалось построить новые дороги, железнодорожные пути, транспортные развязки, современный аэровокзал, энергетические объекты, спортивные сооружения и расселить жителей Имеретинской долины. Но жизнь внесла свои коррективы. И теперь понятно, что этих средств не хватит государственной корпорации "Олимпстрой", чтобы завершить все работы. А тут еще и кризис.
Чиновникам пришлось срочно исправлять бюджет. Пару дней назад на встрече с главой кабинета министров Владимиром Путиным, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что Госэкспертиза позволила сэкономить для российского бюджета 300 миллиардов рублей. По словам Козака, специалисты определили, что стоимость некоторых спортивных сооружений несколько завышена. Сегодня, мало кто точно может определить, в какую сумму влетит Олимпиада бюджету и частным инвесторам, но строительство дорог и развязок идет полным ходом.
Правительство гарантирует, что денег в стране хватит на олимпийские объекты, и нет никаких проблем со сроками сдачи спортивных сооружений. Об этом Радио Свобода заявили в пресс-службе корпорации "Олимпстрой", правда, человек, отвечавший по телефону, отказался представиться.

Сотрудник пресс-службы корпорации "Олимпстрой": По графику абсолютно можете сослаться и сказать, что в пресс-службе заявили, что все строительство идет по утвержденным графикам.

Мумин Шакиров: Сегодня прошло полтора года. Построен хоть один спортивный объект?

Сотрудник пресс-службы корпорации "Олимпстрой": Дело в том, что объекты там разбиваются не только на объекты "Олимпстроя". Там есть объекты, которые в соответствии с программой правительства, закреплены и за инвесторами. Там идет строительство. Массовое строительство начнется, пик его придется на 2009-2010 года.

Мумин Шакиров: Профессор Института бизнеса и права, эксперт по спортивной экономике Роберт Воскеричян также разделяет спокойствие чиновников из "Олимпстроя".

Роберт Воскеричян: Все бюджетные средства, которые были выделены на строительство олимпийских объектов в Сочи, не тронуты. С точки зрения, я имею в виду, не тронуты статьи расходов бюджетных. Это, во-первых. Во-вторых, полностью сформирована структура управления олимпийским строительством. Есть небольшие сложности, связанные с чехардой в кресле сочинского мэра. Но на ход строительства олимпийских объектов это не влияет.

Мумин Шакиров: Если мы помним, озвучивалась цифра в 12-13 миллиардов долларов. Теперь на дворе кризис. Скажите, эти 12 миллиардов долларов сегодня это много или мало?

Роберт Воскеричян: Что касается сметы. Уже тогда, когда говорили о 12 миллиардах долларов по тому, старому, курсу, уже тогда было ясно, что по примеру очень многих Олимпиад, в том числе ближайшей, которая произойдет в 2012 году в Лондоне, где бюджет увеличился почти в 4 раза от первоначального, ясно было, что и России в Сочи олимпийский бюджет вырастит. Но тут вмешался кризис. Он спутал все карты.
Что касается строительства объектов (вернемся к вашему первому вопросу), то там, конечно же, есть сложности, в частности, с частными инвесторами. Из 14 объектов, на которых должны были работать частные инвесторы, найдены и уже подписаны контракты только с 8 инвесторами. Из-за этого пришлось срок конкурса продлить еще на месяц. Вот такая сложность. Я не думаю, что она фатальная и приведет к каким-то глобальным последствиям, но, в общем, неприятно.
Что касается самих спортсооружений, то, конечно же, тенденция такова, что будут пересматриваться проекты, в том числе и по причине изменения в сторону понижения цен на стройматериалы. Так что, если резюмировать ответ на ваш вопрос, то, я думаю, что все олимпийские объекты будут построены в срок. Для этого на сегодняшний день ситуация в этом смысле стабильная.

Мумин Шакиров: Самая скандальная ситуация в Сочи складывается вокруг жителей Имеретинской долины. Строительство в этой местности не идет, но переселение людей началось. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Сочи Геннадий Шляхов.

Геннадий Шляхов: Правда, только пять из нескольких сотен семей, живущих в Имеретинской низменности, получили на руки акты оценки земли и имущества. Остальные ждут - какую же цену предложит сегодня государство за жилые дома и землю? Ответа на этот вопрос не знают даже в госкорпорации "Олимпстрой". Говорит вице-президент корпорации Александр Саурин:

Александр Саурин: По ценам, которые мы закладывали, сказать сейчас эту цифру, было бы, наверное, неправильно, потому что эта цифра должна быть утверждена Наблюдательным советом.

Геннадий Шляхов: Менее четверти семей из числа тех, кого будут отселять из собственных домов, согласны на денежную компенсацию. Остальные, по предварительной оценке Краснодарского краевого департамента по реализации олимпийских полномочий, между денежной и натуральной формой компенсации, выбирают вторую и требуют предоставить им жилье. Одним - дома с земельным участком, как староверам. Им построят некрасовскую деревню. Другим - квартиры. Пока ни того, ни другого нет. А съезжать из собственных домов с имуществом надо уже в самое ближайшее время. Вице-губернатор Краснодарского края Василий Надирадзе говорит, что переселенцам будет предоставлено временное жилье.

Василий Надирадзе: Мы предполагаем так называемый временный переселенческий фонд, куда они могут быть отселены на время, пока будут построено, соответственно, жилье. Это и многоквартирные дома будут предоставляться. Это и пансионаты, и санатории для временного проживания, пока не будет построено им жилье.

Геннадий Шляхов: Проблемы, связанные с переселением коснутся не только жителей Имеретинской низменности, где будут построены ледовые дворца спорта и Олимпийская деревня. Паковать свои вещи придется и сочинцам, проживающим в городской черте - там, где намечено строительство транспортных автомобильных развязок. Под снос попадут многоквартирные и частные жилые дома. Их количество и адреса пока не разглашаются. Но среди сочинцев уже зреет недовольство, непонятное исполняющему обязанности главы Сочи Анатолию Пахомову.

Анатолий Пахомов: Ты же ведь, что делаешь? Если мы сегодня выиграли Олимпиаду, мы готовимся к ней. И мы за счет этой Олимпиады столько доброго и хорошего сделаем для всех жителей города, для всех! Мы же не можем руководствоваться твоим личным мнением, что тебе не хочется переезда. Никому не хочется, но надо ведь. Тебя же никто не обижает. Никого не бросили. Всем предлагают в обязательном порядке три варианта. Первый вариант - это оценка и получение денег. Второй вариант - тебе предоставляется участок и на нем строится дом. Тебе строят и готовый отдают. Третий вариант - предоставление квартиры по желанию.

Геннадий Шляхов: На сегодняшний день ситуация такова, что большинство переселенцев, отказывающихся от денежной формы компенсации, желающих получить новый дом или квартиру, будут вынуждены неопределенное время жить в санаторных или гостиничных номерах. Свободного муниципального жилья в Сочи нет, и новых домов не строится.

Мумин Шакиров: Это был наш коллега из Сочи Геннадий Шляхов.
За те полтора года, что прошли с момента признания Сочи столицей Олимпиады-2014, отношение ко всему, что связано с подготовкой к Играм, осталось неизменным. Если чиновники говорят о будущем, то сочинцы живут и обсуждают настоящее, день сегодняшний.