Закроется ли "Огонек"?

Главный редактор "Огонька" Виктор Лошак.

Журнал "Огонек" приостановил свой выход на неопределенное время. Его главный редактор Виктор Лошак ответил на вопросы Радио Свобода.

- При вас "Огонек" был качественным общественно-политическим журналом в классическом понимании этого термина. Скажите, почему издания такого типа в России выживают с трудом?

- Мне кажется, что в России с трудом выживает качественная пресса – в принципе. Примеров тому множество.

- С чем вы это связываете?

- Недавно я прочел эссе Александра Гениса, который пишет о кризисе печати в Америке, где закрылся ряд качественных газет. Он пишет о том, что почему-то в мире ум, любовь и чувства в последнее время плохо продаются…

А если говорить о нашей стране, она, конечно, отравлена той низкопробной продукцией, которую производит, прежде всего, телевидение. Понизился уровень спроса, предъявляемого читателем к издателю. Но все, что происходит с "Огоньком", к этому, в общем, если честно говорить, не имеет прямого отношения.

- А что же с ним происходит?

- "Огонек" в январе и феврале не выходил в связи с тем, что компания, которая им владеет, сама поменяла владельца. "Огонек" плохо вписался в эту сделку. Теперь не понятно или не вполне понятно, кто станет новым владельцем журнала. Отсюда проблемы с выходом издания.

- Как вы считаете, у нас существует нормальный медийный рынок?

- Если говорить о телевидении, то там никакого рынка нет, потому что существует необычайно большое количество государственных каналов. Если говорить о рынке печати, то он был бы близок к нормальному. Но государство и тут предпринимает совсем нерыночные шаги. Например, оно финансирует еженедельное бесплатное приложение к "Российской газете". Собственно, само издание нормальное, не стыдное, но проблема в том, что оно перекосило рынок, особенно в провинции, где возможность получить бесплатный еженедельник с телепрограммой убило многие местные издания. В нормальных рыночных условиях такие перекосы невозможны. Наша проблема, конечно, в том, что государство активно вмешивается в рынок массмедиа. И это вмешательство произошло отнюдь не в результате кризиса, как на других рынках, а в результате боязни власти отпустить от себя такие рычаги влияния как медиа.

- На мой взгляд, на российском медийном рынке существует проблема собственника. Я не права?

- Да, она существует в том смысле, что в странах с развитой демократией и давно устоявшимися рыночными отношениями, медиа занимаются профессиональные издатели, люди, чей бизнес – издательское дело. У нас зачастую этим занимаются люди, у которых совсем другие мотивы. Одним это просто интересно. Другие хотят сделать кому-то приятное. Третьи, как это часто бывает в ситуации с глянцевыми журналами, пробуют поднять статус своей девушки. У нас вообще эти отношения – владелец-издатель-главный редактор – не выстроены.

-Что будет с "Огоньком"? Есть ли шанс выжить?

- Я думаю, что "Огонек" будет выходить. Когда издание возобновится, мне сложно сказать. Но я вижу, что в "Огонек" верят. Его, например, как информационного спонсора не убирают со своих афиш ни Большой театр, ни театр "Et Cetera" Александра Калягина. думаю, что выходить он будет. Все верят, что "Огонек" не умрет. Вопрос в том - останется ли он тем же "Огоньком", которым был? Этот вопрос обсуждается. Я все-таки верю в какую-то здравую логику событий. Не может журнал, который выходит 110 лет без перерыва, даже в самые трудные моменты для жизни страны, вдруг остановиться, потому что одни люди продали другим какую-то большую компанию.

Судьба "Огонька" волнует не только его журналистов и читателей, но и депутатов Госдумы.

"Все понимают, что "Огонек" – не просто коммерческий проект, это национальный бренд, в сохранении которого заинтересовано всё общество", -
сказал в интервью Радио Свобода депутат Борис Резник.