Сегодняшний факт. Четверг – широкий разгул масленичной недели

Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы "Время Свободы" – "Сегодняшний факт".
По масленичному календарю четверг – широкий разгул. Народ должен предаваться разнообразным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям и пирушкам. Масленица – это праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен. До Крещения Руси отмечалась до и после дня весеннего равноденствия. В народном сознании масленицы – праздник проводов зимы, однако, как выясняется, это не совсем верно.
В эфире Свободы – заведующий сектором фольклора Российского института истории искусств, специалист по феномену календарного сознания в русской культуре Анна Некрылова.

Анна Некрылова: Календарное сознание присуще отнюдь не только древнерусскому человеку, оно работает и сегодня. Сегодня принято говорить, что Масленица – это проводы зимы, встреча весны, но это не совсем точно. Потому что если мы вспомним, что Масленица появились отнюдь не сейчас, в эпоху всеобщего потепления, и в феврале где-нибудь Россия вся лежала под снегом – какая же тут встреча весны? Весну встречали на Егория, а это было по-старому 23 апреля – вот когда. Здесь календарное сознание проявилось чуть-чуть в ином. Это завершение какого-то определенного отрезка времени. В течение годового круга было несколько таких точек, которые осознавались как завершение одного периода и начало другого, и вот это столкновение, переломные такие праздники были очень важны. Мы обычно говорим, что Масленица – сугубо языческий праздник. Действительно, в ней сохранилось очень много дохристианского взгляда. Но при этом люди, которые отмечали масленицу, были религиозны. И вот перелом здесь в том, что это последние недели перед Великим постом, а человек, который был религиозен, который понимал, что такое Пасха, и вот этот семинедельный пост, который ведет к Пасхе, это своего рода путь каждого человека на Голгофу, но по народному сознанию любому периоду должен предшествовать антипериод. Перед Великим постом нужно было ощутить себя в иной как бы ситуации. Чем человек серьезнее относился к религиозным каким-то вещам, тем он ярче себя проявлял с другой как бы стороны. Для того чтобы ощутить себя в правилах, нужно очень хорошо понять, что такое бесправило. Ты никогда не почувствуешь высоту, не переживаешь эту духовность, если ты перед этим не опустишься в первоначало, как бы в некую докультурную, стихийную среду. Поэтому здесь нарушение правил, обжорство, фамильярность, гуляния, здесь вообще без удержу все.

Андрей Шарый: Говорила культуролог Анна Некрылова.
А как клир Русской Православной церкви относится к масленице? О том, какие проповеди он в эти дни читает, рассказывает Радио Свобода петербургский священник, протоиерей Александр Степанов.

Александр Степанов: Церковь всегда исторически не столько пыталась отринуть язычество, сколько его переосмыслить и наполнить новым содержанием. Здесь примерно то же самое. Конечно, по смыслу богослужебных текстов, которые мы читаем, поем в этот период, подготовительный к Великому посту, это совсем не время такого уж веселья. Это время… мы в прошлый раз читали Евангелие о Страшном суде, сегодня будет, в воскресенье, Адамово изгнание. Но в то же время действительно предстоит великий пост, долгое время воздержания в пище. Соответственно, даже какие-то увеселения общественные сокращались в период Великого поста, театральные представления и так далее, гуляния всякие – все это отменялось в стране. Как бы для человека естественно, как бывает заговенье на пост – последний день, когда можно поесть того, что в пост уже нельзя, Масленица в каком-то смысле представляет собой вот такую последнюю возможность повеселиться, погулять, поесть, уже, правда, без мяса, но это не вопрос совести, потому что тут греха никакого нет – есть блины в этот период. Как раз это сырная неделя, когда молочная пища, рыба, яйца – все это по уставу положено вкушать. Так что никаких здесь нарушений нет. Но специально к этому призывать, конечно, нет. Церковь – это не фольклорный заповедник, где мы стараемся обязательно какие-то там соблюсти народные обычаи.

Андрей Шарый: Тем не менее, идеологический смысл, его, конечно, почти не осталось, понятно, что сейчас это традиция, тем не менее, вспоминают и бога Ярилу и так далее, - это не упоминается в проповедях и, насколько я понимаю, Православная церковь занимает просто такую нейтральную позицию по отношению к этому.

Александр Степанов: Конечно, если люди пытаются насытить каким-то реальным языческим смыслом все эти события, сжигание Масленицы и всего прочего, то, в общем, имеет смысл какую-то ясность внести. В моем приходе просто я не представляю себе людей, которые бы так мыслили, поэтому я об этом не говорю.

Андрей Шарый: Гостями рубрики Сегодняшний факт, которую я готовил вместе с моей коллегой Лилией Пальвелевой, были петербургский священник Александр Степанов и культуролог Анна Некрылова. Четверг – широкий разгул масленичной недели.