"Сон Гафта, пересказанный Романом Виктюком" представил театр "Современник". Большинство критиков сочло сон кошмарным. Вот только публика хочет видеть Валентина Гафта - хоть во сне, хоть наяву. Толпы страждущих осаждают театр в надежде на лишний билетик. Кто прав?
О художественных достоинствах спектакля говорить сложно. Вместо драматургии - серия миниатюр: Сталин встречается с Радзинским, Жванецким, Жуковым, Ахматовой… Пьеса написана стихами, но рифмы часто неудачные. Действие происходит в историческом архиве, но художник Владимир Боер в нем, видимо, никогда не был и привел нас не то в мастерскую художника, помешанного на образе вождя всех народов, не то в фонды музея имени Сталина. Фоном звучат жизнеутверждающие советские песни - по контрасту с происходящим, или - для прямой иллюстрации - музыка Шостаковича. Со страшным звуком, похожим на лязг тюремных засовов, движутся металлические щиты, и это их единственная функция в спектакле.
Основная нагрузка ложится на самого Валентина Гафта. Он играет человека, которому приснился Сталин, и, в то же время, человека, в которого Сталин вселился. Во всех остальных ролях - Александр Филиппенко.
Зачем Валентину Гафту понадобилось переносить на сцену свое сочинение? Ясно, что не ради славы и денег. Видимо, для того чтобы, как это делают на сеансах у психоаналитиков, избавиться от недуга, рассказав о нем. Гафт одновременно пациент и врач - спасая себя, он хочет помочь и зрителям. Имя болезни - Сталин. Выдавить из себя раба призывал Антон Павлович Чехов. Выдавить из себя раба и тирана, жертву и палача, барина и холопа призывает Гафт. И никакой это не сон, а довольно ядовитый памфлет, хотя за что попал "под раздачу" Михаил Жванецкий - не понятно. Возможно, роль сыграли какие-то личные счеты, которые Сталин, кстати, тоже любил сводить. А теперь впечатление Михаила Козакова, которому спектакль во всех его составляющих явно понравился.
- Я человек непосредственный и часто в своих оценках остаюсь в меньшинстве. Я счастлив, что в Москве, несмотря на сложное положение театров, появляются какие-то удивительные вещи. Вот недавно посмотрел "Предбанник" Сергея Юрского. Я просто в упоении от пьесы, от режиссуры, от игры самого Юрского и всех остальных актеров. На спектакль "Сон Гафта" я идти боялся, потому что думал - черт возьми, разное болтают, говорят, что это апологетика Сталина, что Гафт - графоман. Я не хочу сказать, что Гафт по уровню стихотворства на уровне Грибоедова. Нет. Это было бы преувеличением. Но это и не графомания. И я не вижу здесь никакой апологетики Сталина. Это размышления о Сталине в людях. К сожалению, так оно и есть. Мы знаем, что в проекте "Имя-Россия" на первом месте был он - Сталин. Потом уже от стыда ему присвоили третье место. Это рабство будет в нас сидеть долго, если не всегда, о чем и пишет Гафт. Нельзя не отдавать должное этому дьяволу и его знанию менталитета России. Про это спектакль. И правильно Гафтом подмечен этот восторг страха.
Интересная режиссура. Звуковая партитура хорошо разработана: есть полифония, которой я всегда восхищаюсь, когда она умна. И мне чрезвычайно понравилось исполнение. Гафт - очень большой артист. И Филиппенко тоже. Могут быть разные мнения. Ради Бога! Я всего лишь зритель.
О художественных достоинствах спектакля говорить сложно. Вместо драматургии - серия миниатюр: Сталин встречается с Радзинским, Жванецким, Жуковым, Ахматовой… Пьеса написана стихами, но рифмы часто неудачные. Действие происходит в историческом архиве, но художник Владимир Боер в нем, видимо, никогда не был и привел нас не то в мастерскую художника, помешанного на образе вождя всех народов, не то в фонды музея имени Сталина. Фоном звучат жизнеутверждающие советские песни - по контрасту с происходящим, или - для прямой иллюстрации - музыка Шостаковича. Со страшным звуком, похожим на лязг тюремных засовов, движутся металлические щиты, и это их единственная функция в спектакле.
Основная нагрузка ложится на самого Валентина Гафта. Он играет человека, которому приснился Сталин, и, в то же время, человека, в которого Сталин вселился. Во всех остальных ролях - Александр Филиппенко.
Зачем Валентину Гафту понадобилось переносить на сцену свое сочинение? Ясно, что не ради славы и денег. Видимо, для того чтобы, как это делают на сеансах у психоаналитиков, избавиться от недуга, рассказав о нем. Гафт одновременно пациент и врач - спасая себя, он хочет помочь и зрителям. Имя болезни - Сталин. Выдавить из себя раба призывал Антон Павлович Чехов. Выдавить из себя раба и тирана, жертву и палача, барина и холопа призывает Гафт. И никакой это не сон, а довольно ядовитый памфлет, хотя за что попал "под раздачу" Михаил Жванецкий - не понятно. Возможно, роль сыграли какие-то личные счеты, которые Сталин, кстати, тоже любил сводить. А теперь впечатление Михаила Козакова, которому спектакль во всех его составляющих явно понравился.
- Я человек непосредственный и часто в своих оценках остаюсь в меньшинстве. Я счастлив, что в Москве, несмотря на сложное положение театров, появляются какие-то удивительные вещи. Вот недавно посмотрел "Предбанник" Сергея Юрского. Я просто в упоении от пьесы, от режиссуры, от игры самого Юрского и всех остальных актеров. На спектакль "Сон Гафта" я идти боялся, потому что думал - черт возьми, разное болтают, говорят, что это апологетика Сталина, что Гафт - графоман. Я не хочу сказать, что Гафт по уровню стихотворства на уровне Грибоедова. Нет. Это было бы преувеличением. Но это и не графомания. И я не вижу здесь никакой апологетики Сталина. Это размышления о Сталине в людях. К сожалению, так оно и есть. Мы знаем, что в проекте "Имя-Россия" на первом месте был он - Сталин. Потом уже от стыда ему присвоили третье место. Это рабство будет в нас сидеть долго, если не всегда, о чем и пишет Гафт. Нельзя не отдавать должное этому дьяволу и его знанию менталитета России. Про это спектакль. И правильно Гафтом подмечен этот восторг страха.
Интересная режиссура. Звуковая партитура хорошо разработана: есть полифония, которой я всегда восхищаюсь, когда она умна. И мне чрезвычайно понравилось исполнение. Гафт - очень большой артист. И Филиппенко тоже. Могут быть разные мнения. Ради Бога! Я всего лишь зритель.