Российские артисты Мария Миронова и Евгений Миронов решили не обращать внимания на то, что для благотворительности настали трудные времена. Они открыли фонд для поддержки пожилых коллег. Первые поступления в этот фонд ожидаются не от бизнесменов, а от московских театров.
Все просто: в марте и в апреле 26 московских театров сыграют благотворительные спектакли. Все собранные деньги отправятся в Фонд поддержки деятелей искусства. Идея создания Фонда принадлежит Марии Мироновой, ее "партнером" в этом деле стал Евгений Миронов.
- Тяжело жить не только артистам; просто я ближе к своему цеху, - объясняет Евгений Миронов. - Эта категория людей особо значима для общества: на примерах артистов, которые проработали больше полувека в театрах, учились целые поколения. И то, что они оказались в таком положении, говорит о нас очень нехорошо. Поэтому надо исправлять ситуацию самим, кто как может. Делать это сейчас, чтобы не было стыдно потом перед своими детьми. Вот мы и решили не ждать.
Я звонил одному руководителю театра, он говорит: "Не самые хорошие ты времена выбрал". Отвечаю ему: "К сожалению, люди, которые сейчас нуждаются в операции, не могут ждать". Честно говоря, очень многие люди на наш призыв откликаются и на этом проверяются. Я много для себя сделал открытий, с кем мне по пути, а с кем - нет.
- В чем же идея? Собирать деньги с молодых, знаменитых и обеспеченных артистов?
- Вы знаете, нет. Я часто слышу обвинения в адрес артистов в том, что они ждут помощи извне, от богатых дядь, а сами ничего не делают, зарабатывают большие деньги... Мы зарабатываем небольшие деньги. Актеры - самая тяжелая в смысле социальной защиты категория. Операторы имеют проценты с проката, режиссеры, а артисты - нет. Но это отдельный разговор и отдельная война за свои права.
Спектакли в пользу Фонда - это первый шаг. Дальше будем проводить аукционы, привлекать людей бизнеса.
- Многие мои друзья – знаменитые писатели, актеры - помогают людям. Но они делают это молча. Про их благотворительность я узнаю не от них, а от тех, кому они помогают. Всякий раз, когда устраивается акция под телекамеры, возникает нехорошее ощущение: может быть, Евгению Миронову или Марии Мироновой мало славы? И они хотят еще чего-то добиться при помощи такого Фонда?
- Славы у меня достаточно. Кроме нервов и потраченного времени, мне это ничего не прибавит. Я принимал участие в одноразовых акциях, но это не спасает общего положения. Я ужаснулся, узнав, сколько людей нуждается. А для того чтобы увеличить нашу способность им помочь, нужно об этом рассказать. Мы все разрозненны, все на съемках, - а сейчас мне звонит Максим Суханов и говорит: "Я не могу прилететь, но в деятельности Фонда буду участвовать". Мне звонит Галя Тюнина, сегодня Ингеборга Дапкунайте прилетела. Мы все стали объединяться, потому что это наша общая беда.
- Вы уже представляете, как распределять собранные средства?
- Конечно. Около 600 нуждающихся артистов получат медицинские сертификаты на год. Пока что - только в Москве…
- В начале идеи Фонда было личное впечатление, - говорит Мария Миронова, - И связано оно с очень дорогим нам человеком - с Маргаритой Александровной Эскиной, которая ушла из жизни не так давно. В апреле прошлого года я пришла с инициативой сделать обед для 30 пожилых актеров в ресторане Дома актера. Пришли люди. Мы сидели, общались. Естественно, была какая-то материальная помощь в конверте... Я совершенно не понимала раньше, насколько им нужно внимание. Тогда у меня и родилась идея Фонда. Позже мы встретились с Женей Мироновым - и Женя мне сказал, что он тоже про это давно думал.
- Однофамильцы сошлись. А в Московском доме ветеранов сцены – там, где живут многие пожилые актеры - вы сами когда-нибудь были?
- Там я бываю постоянно. В ноябре месяце привезла коллектив из Нижнего Новгорода, театр "Пиано" - дети с ограниченными возможностями. Мы делали для ветеранов концерт. А сейчас мы им купили, благодаря нашим замечательным друзьям и спонсорам, "Газель" на 13 человек: им не на чем было ездить в больницу. По крайней мере, я занимаюсь Домом ветеранов сцены достаточно плотно.
- Что там за ситуация – с обеспечением, продуктами, вещами?
- Департамент социальной защиты населения и СТД что-то делают в этом направлении. Но пожилым людям нужно внимание и личное участие. И, конечно, есть свои проблемы, которые не успевает решить государство. Как всегда и у всех.
- Вы вспомнили о Маргарите Эскиной и ее Доме – Доме актера. Не могу не спросить: как вы относитесь к тому, что некоторые члены правления Дома актера предлагают вашу кандидатуру на пост директора Дома?
- Замены Маргарите Александровне нет: она положила всю свою жизнь на это. Последний год жизни она отвоевывала это здание, потратила на это все свои силы и здоровье. Я считаю, что все эти разговоры, по крайней мере, до сорокового дня, звучат немножко не по-доброму... Есть дело, которое она мне завещала накануне смерти, а именно: картотека в полторы тысячи ветеранов сцены. Этим делом я как занималась, так и буду заниматься - в любом случае. А разговоры о должностях, амбиции… Слишком люблю Дом актера и Маргариту Александровну, чтобы говорить о каких-то постах и званиях.
- А что за медицинский сертификат - который, как вы рассчитываете, после благотворительного марафона получат 600 человек?
- Есть сеть аптек, которые доставляют лекарства на дом. Там очень хороший перечень необходимых лекарств. В Доме ветеранов сцены - 32 человека, и я с ними советовалась на эту тему. Все, кроме одного, сказали, что это очень большая поддержка и помощь.
- Что сказал этот один?
- Он принципиально не употребляет лекарств. То есть, для абсолютного большинства это - серьезная помощь…
О своем Фонде Евгений и Мария Миронова рассказывали в небольшой, недавно открывшейся (тоже несмотря на кризис) галерее. На стенах - фотографии актеров, которые вскоре получат помощь от Фонда; черно-белые фото, золоченые рамы под старину. Те, кто помоложе, появились лично – чтобы поддержать Марию и Евгения: Александр Ширвиндт, Сергей Арцибашев, Олег Табаков.
- Олег Павлович, я знаю, что вы очень много помогали разным людям, но никогда об этом не рассказываете…
- Вот и сейчас об этом говорить не будем.