Выход из нынешнего кризиса напрямую связан с оживлением частного спроса, и именно на его поддержку должны быть направлены усилия государства, заявил российский министр финансов Алексей Кудрин на проходящей в Москве инвестиционной конференции.
И если в 2009 году правительство ожидает спада российской экономики более чем на два процента, то на 2010 год министр финансов прогнозирует уже рост на два-три процента. О том, как это может быть реализовано на практике, в эфире Радио Свобода рассуждают ведущие экономисты российских финансовых организаций.
— Что подразумевается под частным спросом в данном случае, спрос со стороны негосударственных компаний, или же совокупный спрос домохозяйств, на долю которого, как известно, приходится почти половина общего объема российской экономики?
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: Я бы не стала отделять спрос домохозяйств от спроса компаний. Сначала компании должны начать что-то производить, после чего они будут готовы увеличивать заработную плату и расширять штаты своих сотрудников. И уже это может стать стимулом для стабилизации или роста конечного спроса в экономике. Но, видимо, в ближайшее время мы можем рассчитывать разве что на активность государства.
Главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков: В предшествовавшие кризису два-три года внутренний спрос был в какой-то мере искусственно раздут за счет чрезмерно быстрого роста внешних заимствований. Например, в 2006 году российские банки удвоили объем своих внешних долгов, кредитуя население. И этот внешний долг увеличивался быстрее, чем объем самой российской экономики. Когда кризис пройдет, не стоит рассчитывать на такую же аномально высокую динамику спроса, ведь теперь остро встала проблема погашения этих внешних долгов.
— Министр финансов в очередной раз заявил, что резервов для нового снижения налогов в стране практически не осталось. Уже сегодня дефицит федерального бюджета в 2009 году ожидается на уровне не менее 8 процентов общего объема российской экономики. Но, если не снижение налогов, какие еще остаются пути стимулирования частного спроса?
Наталия Орлова: Конечно, нужно говорить о реструктуризации доходов бюджета. Скажем, налоги на малый и средний бизнес всегда собирались не очень хорошо, а теперь они будут собираться особенно плохо. В то же время, наступает момент, когда все возрастающее число безработных в стране как раз можно направить в сектор малого и среднего бизнеса. Да, крупным компаниям правительство сейчас не может обещать никаких налоговых послаблений. Но это не отменяет необходимости реструктуризации налоговой базы, которая позволила бы создать точки роста в экономике.
— Как обстоят дела с внутренним потребительским спросом сейчас?
Наталия Орлова: Пока еще нет заметного сокращения конечного спроса домохозяйств. Скорее, наблюдается расходование ими своих сбережений из-за опасений дальнейшей инфляции. Но в ближайшие месяцы мы наверняка увидим замедление спроса. Это будет первый этап. Восстановление его — это уже этап второй. Но нужно понимать, что он не может восстановиться в один момент.
Евгений Гавриленков: На фоне недавней спекулятивной активности на российском валютном рынке вновь стала нарастать задолженность по зарплате, что ограничило возможности внутреннего спроса. Поддержать его способно завершение процесса девальвации рубля — начнется восстановление обычного денежного обращения между предприятиями и организациями, сократятся неплатежи.