Предварительные слушания по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева затягиваются на неопределенный срок

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Кирилл Кобрин: Предварительные слушания по новому уголовному делу против бывших совладельцев ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева затягиваются на неопределенный срок. Второй день подряд в Хамовническом суде Москвы за закрытыми дверями стороны обсуждают процессуальные вопросы, и, по словам адвокатов, к разрешению принципиальных ходатайств еще и не приступали. В соответствии с новым обвинением бывших совладельцев ЮКОСа, уже приговоренных к восьми годам лишения свободы за экономические преступления, будут судить за хищения и легализацию преступно нажитых средств на сумму 450 миллиардов рублей и семь с половиной миллиардов долларов.

Марьяна Торочешникова: Большая часть сегодняшнего судебного заседания ушла на обсуждение и решение вопроса об отводе судьи Виктора Данилкина, который рассматривает второе уголовное дело против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Об отводе заявила защита подсудимых. И, по словам адвоката Михаила Ходорковского Вадима Клювганта, это была вынужденная мера. Пойти на нее защита решилась после того, как Данилкин проигнорировал намерение адвокатов рассмотреть их заявление о надлежащем определении подсудности уголовного дела против бывших совладельцев ЮКОСа. По мнению защиты, новое дело Ходорковского и Лебедева должен рассматривать не Хамовнический суд.
Говорит адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.

Вадим Клювгант: Европейский суд по правам человека в Страсбурге имеет к Российской Федерации очень много претензий именно по этому вопросу, что в Российской Федерации существует практика рассмотрения дел специально назначенными судами вне правил о подсудности. И по этой причине он признает нарушение Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Мы не хотим, чтобы у нас был специально назначенный суд. И когда мы видим, что судья настойчиво избегает любыми способами рассмотрения этого вопроса, это не может не наводить нас на мысль, что не имеем ли мы дело в данном случае с этим самым специально назначенным судом? Вынуждено для него. У нас нет к нему лично никаких претензий, у нас нет оснований его в чем-то подозревать, но вот это ведение судебного заседания, вот такое, оно дает нам основания полагать, что у него есть какие-то мотивы, какие-то причины, исходящие, очевидно, извне, для того чтобы так себя вести. Это основание полагать о его заинтересованности в исходе дела.

Марьяна Торочешникова: Государственные обвинители заявление об отводе не поддержали, после чего судья Данилкин на три часа удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Накануне почти столько же времени ему потребовалось на то, чтобы вынести решение по заявлению защиты об отводе гособвинителей Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина. В итоге Виктор Данилкин объявлять отвод собственной персоне отказался, но адвокатов, похоже, это не слишком расстроило. Говорит Вадим Клювгант.

Вадим Клювгант: Вот он ответил нам не просто отказом, он именем государства сказал нам, что он не является специально назначенным судом, он является судом объективным, беспристрастным и так далее. Тем самым он, естественно, взял на себя ответственность за все дальнейшие решения, уже такую личную, персональную. Не ту, что в общем закон возлагает на любой суд, а он, по конкретному поводу этот суд в этом составе сказал, что он обязуется быть беспристрастным, объективным, законным и справедливым, и никаких причин и обстоятельств, которые этому препятствуют, у него нет.

Марьяна Торочешникова: После этого участники процесса взялись за обсуждение ходатайства государственных обвинителей об оставлении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева под арестом. Решение по этому ходатайству будет принято завтра после того, как представители прокуратуры приведут доказательства о необходимости избрания такой меры пресечения для подсудимых - этого потребовал суд после того, как адвокаты указали на то, что гособвинители ничем не мотивируют свое ходатайство.
В итоге предварительные слушания, которые обычно укладываются в одно судебное заседание, затягиваются. Впрочем, для Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и журналистов, которые освещают процесс подобный поворот событий не в новинку. При рассмотрении первого уголовного дела стадия предварительных слушаний растянулась почти на два месяца.