Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.
Евгения Назарец: В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка, которая следует мировым музейным тенденциям: взять одну локальную тему и проследить ее развитие в изобразительном искусстве в течение нескольких столетий. Новая экспозиция Третьяковки посвящена цветам - в русских иконах, портретах, натюрмортах и декоративно-прикладном искусстве.
Лиля Пальвелева: Название выставки позаимствовали у Иоанна Кронштадского - "Цветы - остатки рая на земле". Проект готовили два года. В результате удалось добиться впечатляющих результатов: экспонаты расположены не по хронологическому признаку - их соседство определяют сложные ассоциативные связи. Здесь старинная икона "Благовещение", где архангел протягивает Марии лилию, находится рядом с лилиями кисти Наталии Гончаровой.
Здесь взгляд скользит от крошечного этюда Поленова "Галилейская анемона" к большеформатному современному полотну художника Яковлева, где безымянный цветок повторяет формы первого.
Выставка подготовлена при участии нескольких музеев. При этом, говорит заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева, галерея ставила перед собой и такую задачу...
Лидия Иовлева: Построить материал главным образом на фондовых сокровищах Третьяковской галереи. И действительно, здесь поднято довольно много, и многие из вполне достойных внимания публики произведений, возможно, вы увидите впервые.
Лиля Пальвелева: А теперь признание куратора выставки Екатерины Селезневой...
Екатерина Селезнева: Когда весь материал этот собирался, Третьяковская галерея необычайно возбудилась. Нет в Третьяковской галерее отдела, который был не прибегал, не советовал, не говорил, что - вот возьмите это, а вот посмотрите еще это. И я должна вам сказать, что у нас материал весь не поместился. Казалось бы, вот такое огромное пространство, но все не вошло. Поэтому критерии отбора были достаточно жесткими. Что самое интересное, что под таким углом зрения - цветы в русском изобразительном искусстве - этот материал еще никто не рассматривал. Эта выставка, с одной стороны, позволила увидеть колоссальные пласты хорошо известного материала, потому что вы найдете там массу шедевров из двух постоянных экспозиций Третьяковской галереи, и той, которая находится здесь, и той, которая находится на Крымском валу. Но она позволила их увидеть под совершенно новым и неожиданным углом. С другой стороны, эта выставка также дала нам возможность увидеть огромный объем неизвестного ранее, неопубликованного материала. И это не только какие-то малоизвестные имена, допустим, такие, как имя художника Зайцева. У нас его одна работа, это работа "Бегонии", к выставке была приведена в порядок и, вы увидите, роскошно висит в центральном зале, и занимает почетное место. Но речь идет и о таких замечательных работах, как "Розы" Петрова-Водкина или "Розы" Петровичева.
Лиля Пальвелева: К сказанному Екатериной Селезневой добавлю: представленные на выставке экспонаты охватывают пять веков русского искусства.
Евгения Назарец: В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка, которая следует мировым музейным тенденциям: взять одну локальную тему и проследить ее развитие в изобразительном искусстве в течение нескольких столетий. Новая экспозиция Третьяковки посвящена цветам - в русских иконах, портретах, натюрмортах и декоративно-прикладном искусстве.
Лиля Пальвелева: Название выставки позаимствовали у Иоанна Кронштадского - "Цветы - остатки рая на земле". Проект готовили два года. В результате удалось добиться впечатляющих результатов: экспонаты расположены не по хронологическому признаку - их соседство определяют сложные ассоциативные связи. Здесь старинная икона "Благовещение", где архангел протягивает Марии лилию, находится рядом с лилиями кисти Наталии Гончаровой.
Здесь взгляд скользит от крошечного этюда Поленова "Галилейская анемона" к большеформатному современному полотну художника Яковлева, где безымянный цветок повторяет формы первого.
Выставка подготовлена при участии нескольких музеев. При этом, говорит заместитель директора Третьяковки Лидия Иовлева, галерея ставила перед собой и такую задачу...
Лидия Иовлева: Построить материал главным образом на фондовых сокровищах Третьяковской галереи. И действительно, здесь поднято довольно много, и многие из вполне достойных внимания публики произведений, возможно, вы увидите впервые.
Лиля Пальвелева: А теперь признание куратора выставки Екатерины Селезневой...
Екатерина Селезнева: Когда весь материал этот собирался, Третьяковская галерея необычайно возбудилась. Нет в Третьяковской галерее отдела, который был не прибегал, не советовал, не говорил, что - вот возьмите это, а вот посмотрите еще это. И я должна вам сказать, что у нас материал весь не поместился. Казалось бы, вот такое огромное пространство, но все не вошло. Поэтому критерии отбора были достаточно жесткими. Что самое интересное, что под таким углом зрения - цветы в русском изобразительном искусстве - этот материал еще никто не рассматривал. Эта выставка, с одной стороны, позволила увидеть колоссальные пласты хорошо известного материала, потому что вы найдете там массу шедевров из двух постоянных экспозиций Третьяковской галереи, и той, которая находится здесь, и той, которая находится на Крымском валу. Но она позволила их увидеть под совершенно новым и неожиданным углом. С другой стороны, эта выставка также дала нам возможность увидеть огромный объем неизвестного ранее, неопубликованного материала. И это не только какие-то малоизвестные имена, допустим, такие, как имя художника Зайцева. У нас его одна работа, это работа "Бегонии", к выставке была приведена в порядок и, вы увидите, роскошно висит в центральном зале, и занимает почетное место. Но речь идет и о таких замечательных работах, как "Розы" Петрова-Водкина или "Розы" Петровичева.
Лиля Пальвелева: К сказанному Екатериной Селезневой добавлю: представленные на выставке экспонаты охватывают пять веков русского искусства.