“Avis Dei” и средневековая музыка




Марина Тимашева: Молодые музыканты ансамбля “Avis Dei” играют музыку средневековья и раннего ренессанса на инструментах современных, но так, как ее когда-то играли трубадуры – свободно, не всегда следуя наставлениям нот. С музыкантами встретилась Тамара Ляленкова.

Тамара Ляленкова: Основной репертуар “Avis Dei” – произведения, переложенные с рукописей 13-го -16-го веков, от испанских кантик религиозного содержания до придворных и народных танцев Франции, Германии, Италии и Южной Европы. Музыканты “Avis Dei” исколесили добрую половину Европы в поисках нот старинной музыки, познакомились со множеством уличных музыкантов, играющих средневековые и ренессансные композиции. Рассказывает один из участников коллектива Алексей Сафонов.


Алексей Сафонов: Это сочетание размеров, это сочетание тембров, это сочетание культур, в конце концов. Эпоха Средневековья это большой микс. Она близка к современной музыке тенденцией - смешать все и вся и найти что-то новое. Тогда люди занимались тем же самым. Было смешение культур, музыкальных инструментов. С развитого тогда Востока в Европу попадали струнные инструменты, попадали арабские барабаны. Как раз расцвет средневековой музыки произошел после Крестовых походов.

(МУЗЫКА)

Тамара Ляленкова: Прозвучала палестинская песня, запись которой была сделана автором в конце 12-го - начале 13-го веков. Я попросила Алексея Сафонова рассказать о ней.


Алексей Сафонов: Песня одного крестоносца, который пришел из похода в Палестину, на очень сложном старонемецком языке. Мы пели только два куплета, потому что в этой песне более тридцати куплетов, их все не то, что невозможно спеть, но просто люди этого не поймут.


Тамара Ляленкова: А вы все песни стараетесь петь на языке первоисточника?

Алексей Сафонов: Да, они все на языке первоисточника. Мы используем старонемецкий, староиспанский языки, кое-где латынь.

Тамара Ляленкова: Разницу музыкальную в традициях разных стран в Средние века, ее можно как-то понять?

Алексей Сафонов: По нашим ощущениям есть общеевропейский микс, расцвет Испании, когда был король Кастильи, который собрал при себе большое количество всевозможных музыкантов, записал большое количество произведений. Он издал несколько сборников, в том числе сборник кантик, посвященных Деве Марии, которая вообще является основным материалом для всех команд, играющих Средневековье. С одной стороны, это духовные произведения, с другой стороны, по инструментам очень многое шло с Востока, и такое смешение христианской и мавританской культуры делает эти произведения очень яркими, их действительно хочется играть.

Светлана Солдатенкова:
Чем ближе страна к Востоку, та же Испания, тем больше будет арабских, восточных интонаций. Ноты это текст. Написано: “Приходи завтра в сад, я тебя там буду очень ждать”. Вот из этих двух строчек, что в душе у человека, который это прочитал, который это любит, делается? Вот точно так же мы прочитали эти две строчки, и разбушевалась стихия в нас. Эта вещь по нотам занимает две строчки, но она вдруг вогнала нас в такое специфическое настроение, мы изменили размер, мы играем его в разных размерах – сначала в трехдольном, а потом переходим в четырехдольные. Мы сделали большой кусок импровизационный.


Тамара Ляленкова: Но ведь в значительной степени это импровизация.


Светлана Солдатенкова: Я сама над этим много думала: а что же мы играем? То, на чем мы играем, это не исторические инструменты. Даже если это гобой, то это - итог развития инструментов, которые были в Средние века. Ил блокфлейта, она у нас - пластмассовая, но это все-таки блокфлейта. Фабричная мандола у Леши, но родом она - оттуда. Допустим, родилась какая-то мелодия веке в 13-м, ее записали спустя некоторое время, потом несколько поколений музыкантов эту мелодию играли, меняли ее по-своему. И вот, в конце концов, она в таком виде к нам пришла. Мы просто подхватываем то, что к нам пришло, и даем этому жизнь. То есть для нас Средневековье это дата рождения.


Алексей Сафонов: Вообще Средневековье во всех нас внутри, благодаря рыцарским романам, которые все читали в детстве, “Дон Кихоту”… Естественно, средневековая музыка это не просто музыка, это часть истории. И ощущение возникает, как будто ты причастен к чему-то очень древнему, к какому-то секрету, который тянется из глубины веков. Под одну мелодию народ шел на войну, другая написана во времена бунтов, естественно, есть ощущение, настроение танцев смерти. Музыка - как благородное вино, она что-то впитывала, впитывала в себя, дошла до нашего времени и готова отдать это тепло, раскрыться, она в мелодике это хранит.