Блю Ноут - «Сливки Джаза»

ДС: - В начинающем прогреваться весеннем эфире ВРЕМЯ ДЖАЗА. У микрофона ваш ДС. «Время Джаза» - это история американской музыки от горячих районов Нового Орлеана до Кэнзэс-Сити, от свинга бушевавшего в Чикаго, до кула Западного побережья, это 52 улица Нью-Йорка, Гарлем, конечно, высоколобое Третье Течение, би-боп, фри и фолк-джаз. Это свингующие частоты Свободы, короткие и длинные, УКВ и прямая трансляция с сайта svobodanews.ru. Отсчет пошел – в эфире «Время Джаза»

Generique

ДС: Он вырос в Берлине, в доме номер 7 по Готенштрассе. Ему было шестнадцать лет, когда он въехал на роликовых коньках прямо на концерт американского пианиста и композитора Самуэля «Сэма» Вудинга и его Chocolate Kiddies. Это была любовь с первого взгляда, неизлечимая болезнь с первого же рифа, необоримая страсть к этой новой музыке, ДЖАЗУ…. В 29 году он сделал первую попытку иммигрировать в США. Знание и немецкого, и идиш явно могли принести больше пользы в Нью-Йорке, чем в Берлине в ту эпоху. В тот день, когда он увидел статую Свободы и Эллис Айленд ему было всего лишь 20 лет.

Попытка осесть в США была неудачной: его избили какие-то бандюги, он попал в больницу и вынужден был вернуться в Германию, откуда выбрался практически под занавес, под красный с черными свастиками занавес – в 33 году. Причем на этот раз он взял – южнее. Точнее, он начал работать для немецкой фирмы «экспорт-импорт» в Южной Америке и до Северной, до Нью-Йорка, добрался лишь в 38-м. Имя его Альфред Лайон и это ему мы обязаны тем, что стоит теперь девизом на компактах созданной им фирмы Blue Note: FINEST in JAZZ…
Я бы сказал – «Сливки Джаза»

Little Sheri

ДС: - Little Sheri, «Малышка Шери», Стенли Тарентайна, он же на тенор-саксофоне; Хорас Парлен – рояль; Джордж Такер – контрабас и Эл Хирвуд – ударные. Блю-Ноут, 18 июня 1960 года….

Итак в 38 году Альфред Лайон приземлился в Нью-Йорке. В том же году, 23 декабря, он отправился в Карнеги-Холл на концерт «От спиричуэла до свинга». По идее устроителей концерт должен был продемонстрировать целый веер течений и тенденций джаза той эпохи. Альфред Лайон был потрясен выступлением трех пианистов стиля буги-вуги: Пита Джонсона, Мида Лакса Льюиса и Алберта Эммонса. 6 января 39 года, то есть две недели спустя, Альфред Лайон, который занял у приятеля деньги, снял студию звукозаписи New York Studio и уговорил Мида Лакса Льюиса и Алберта Эммонса сыграть вместе. 6 января был записан первый диск того, что стало называться «Блю Ноут»…. Вот это пианистическое Трио за семь дней до записи у Лайона….

Boogie Woogie Prayer

ДС: Boogie Woogie Prayer, «Молитва в стиле буги-вуги», авторство всех трех пианистов: Джонсона, Льюиса и Эммонса… 30 декабря 38 года.

Приятель, который одолжил Лайону деньги на создание «Блю Ноут», был писателем-коммунистом Максом Маргулисом. Через три года Маргулис полностью прекратил финансирование «Блю Ноут». К этому времени финансовыми делами фирмы начал руководить друг младых лет Лайона – Френсис, Франк, Вулф. Первым хитом «Блю Ноут» была «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» Гершвина, «Summertime», в исполнении Сиднея Бише. Бише обычно записывался на RCA, но фирма по чисто расовым причинам отказалась записывать «Колыбельную» и 8 июня 38 года Альфред Лайон записал Бише для «Блю Ноут».
Напомню, что в довоенные годы Сидней Бише был более знаменитым джазменом-солистом, чем Армстронг…

Summertime - после короткого объявления радио «Свобода»:

Promo Over The Barriers American Hour

Generique

ID-1 ДС: Где бы вы ни были, в Саратове, Томске, Ростове, Петербурге, Уфе, Астрахани или Новосибирске, вы слушаете «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы», в прямом эфире, с нашего сайта или в подкасте. У микрофона ваш ДС…

А теперь «Колыбельная Клары» в исполнении квинтета Сиднея Бише:

Summertime

ДС: - «Summertime», «Летней Порою» Айры и Джорджа Гершвин. Сидней Бише – сопрано-саксофон; Мид Лакс Льюис – рояль; Тедди Банн – гитара; Джонни Уильямс – контрабас; Сидней Кэтлет – ударные. «Блю Ноут», 8 июня 38 года.

В 41 году Альфред Лайон был призван под знамена и Френсис Вулф единолично руководил «Блю Ноут» целых два года. Формально, потому что деятельность фирмы была сильно приторможена. После демобилизации Альфреда их роли вновь разделились: Лайон почти целиком занимался поисками талантов и сеансами звукозаписи, а Вулф вел финансовые дела и, что было его страстью, фотографировал джазменов и оформлял коверы: обложки. Само собой и Вулф присутствовал на сеансах звукозаписи.

В 44 году «Блю Ноут Рекордс» записала несколько сеансов с тенор-саксофонистом Айком Кьюбеком, который если и не играл би-боп, то по крайней мере чувствовал откуда дует ветер. И Лайон, и Вулф уже давно слушали пластинки Паркера и Гиллеспи, но выбор еще не был сделан. Учитывая вкус Айка и, что не менее важно, его контакты, Альфред Лайон решил сделать его музыкальным директором фирмы. Сам же Айк, не смотря на то, что он играл с такими популярными джазменами, как Рой Элдридж, Коулмен Хокинс, Бенни Картер, аккомпанировал Элле Фитцджеральд -- был малоизвестен. Альфред Лайон пустил пробный шар: записал сорокапятку Айка Кьюбекома для juke boxes, игровых автоматов, разбросанных по всей стране. Реакция джазфанов была положительной и Лайон выпустил на «Блю Ноут» шесть альбомов Кьюбека.

Вот как звучит музыкальный директор «Блю Ноут» в роли лидера квартета:

Easy-Don't Hurt

ДС: - Easy-Don't Hurt, «Осторожно, не сделай больно!» тема и тенор-саксофон Айка Кьюбека. Фреди Роуч – орган; Милт Хинтон – контрабас и Эл Хирвуд – ударные. Альбом Айка на «Блю Ноут» - «It might As Well be Spring», 62 год.

Айк Кьюбек оставался на посту музыкального директора вплоть до самой смерти в 62 году. На его место Лайон пригласил пианиста и композитора Дюка Пирсона.
Но волшебная машина «Блю-Ноут» это не только отец-основатель Альфред Лайон, чья интуиция и чей вкус определяли подбор музыкантов, не только Френсис Вулф, советник Альфреда и финансовый директор, отвечавший и за аренду студий, и за маркетинг, и за выплату гонораров… Это так же тот самый, постоянно появлявшийся во всех моих передачах, звукорежиссер Рудольф Ван Гельдер (о нем позже), и дизайнер, автор моментально узнаваемых коверов альбомов «Блю Ноут» - Рид Майлз.

Альфред Лайон довольно рано понял, что джазменов нужно искать не в стане пианистов страйда и буги-вуги, и не среди коллег Сиднея Бише. Джаз стремительно переходил из одной фазы в другую. Конец свинга, не означал смерти свинга, он жив до сих пор, но будущее было в руках новых молодых джазменов. Они звучали по-иному, они были полны новых идей…
В те сороковые годы Альфред Лайон решил записать пианиста, которого музыкальные рецензенты называли просто бездарностью, а некоторые хозяева джаз-клубов откровенно считали, что он просто не умеет играть.
То был – Телониус Монк:

I Didn't Know About You

ДС: - I Didn't Know About You, «Я не знал о тебе», Дюка Эллингтона… Лучший диск Монка на «Блю-Ноут» - Straight, No Chaser. Монк – рояль; великолепный и незаслуженно малоизвестный Чарли Роуз – тенор-саксофон; Ларри Гэйлз – контрабас и Франки Данлоп – ударные. Нью-Йорк, 14 ноября 66 года. Всего «Блю Ноут» выпустил 16 альбомов с Монком, но часто – в роли сайдмена. Лучшие сольные альбомы Монка вышли на «Риверсайде».

Но пора из Истории, истории джаза, вернуться в реальность и передать микрофон коллегам «Свободы» для краткой сводки новостей:

«Краткая сводка новостей»

Generique
ID-2 ДС: История джаза на частотах «Свободы». В прямом эфире, с сайта радиостанции и в подкасте. Сегодня - 70летие легендарного дома звукозаписи, основанного в Нью-Йорке в 39 году берлинским иммигрантом Альфредом Лайоном, «Блю Ноут». Первая часть…

Лайон какое-то время выбирал между Теллониусом Монком и Бадом Пауэлом. Монк был явным авангардистом, но человеком он был не простым. Он мог встать и начать кружиться в безумном танце возле фортепьяно, как египетские дервиши-суфисты. Он мог не явится на запись. Он мог застрять на одной ноте и повторять ее до тех пор, пока она не превращалась в прием. Бад Пауэл все еще сохранял наследие пианистов стиля «страйд», но он явно был Монком №2. Включая и собственные странности. Но «Блю Ноут», Лайон и Вулф, не могли пройти мимо Бада Пауэла:

John's Abbey

ДС: - John's Abbey, Бада Пауэла, он же за роялем. Два Джоунса в ритм-группе: Сэм – контрабас и Филли-Джо – ударные. 28 мая 58 года. Альбом Пауэла «Время Ждет» - «Time Waits»…

Если то, что стало называться Blue Note Sound , «ЗВУКОМ Блю Ноут» появилось на свет через десять лет после создания фирмы, в 53-м году, когда саксофонист Гил Мэлл познакомил Лайона с RVG, как и поныне величают Руди Ван Гельдера, Blue Note Look, то, как стали выглядеть пластинки фирмы, look этот окончательно сформировался при переходе на LP – долгоиграющие, long playing.

До появления на фирме Рида Майлза графикой занимался сам Френсис Вулф. Его фотографии давали сначала практически статическое, замороженное представление о джазмене, а затем в основном руки и лица в процессе игры. То есть пот, кровь и слезы.

Последний, 600-й номер парижского журнала «Джаз» вышел с компактом, на котором кроме 4х редких записей «Блю Ноут» есть и два графических файла коверов-обложек: один для распечатки, второй служит заставкой для экранов компьютеров..

Cool Struttin'

ДС: - Cool Struttin', «Классная Походка» пианиста Санни Кларка. Состав его квинтета: Арт Фармер – труба; Джаки МакЛин – альт-саксофон; Кларк – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Диск Кларка - Cool Struttin' - вышел на «Блю Ноут» 5 января 58 года.

Портреты джазменов, сделанные Вулфом великолепны: Бад Пауэл, Стэнли Тарентайн, Арт Блейки, Декстер Гордон, Фредди Хаббард, Джон Колтрейн, Хорас Сильвер – действительно все сливки джаза запечатлены Френсисом Вулфом на черно-белой или в цвете даже не для коверов, а для самой истории в те фантастические годы. Успех «Блю Ноут» был феноменальным: и артистически, и коммерчески. Это позволило Альфреду Лайону щедро оплачивать репетиции, а не только сами сеансы звукозаписи. Отсюда и лучшая сыгранность, и желание джазменов, работавших в уникальных условиях, сочинять музыку специально для «Блю Ноут». Отсюда и то, что на языке фирмы называлось blowing sessions, сеансы звукозаписи джазменов, которые часто впервые играли вместе, но которые играли без ненужного напряжения, полезного лишь на live jam sessions.

Рид Майлз начал работать дизайнером на «Блю Ноут» в 56 году и за 15 лет создал 500 коверов для виниловых LP. Самым удивительным образом Рид Майлз не любил джаз и никогда не слушал диски, для которых он делал обложки. Он предпочитал классическую музыку. Но все его коверы сделаны так, как будто он был ярым фанатиком и знатоком джаза. На самом деле Майлз черпал вдохновение из разговоров с Альфредом Лайоном об очередном диске.

Финансовая независимость помогла «Блю Ноут» так же выбирать лишь самых лучших джазменов-модернистов. Любители джаза покупали новые пластинки не глядя: они верили вкусу Лайона и Вулфа, осечек просто не было…

Промо Время Свободы – Утренний выпуск

Generique

ID-3 ДС: Если вам не удалось прослушать очередной выпуск «Времени Джаза» в прямом эфире, вы всегда можете скачать программу в подкасте с сайта «Свободы» - svobodanews.ru… Подкаст «Времени Джаза» - это начало вашей собственной коллекции джазовых передач.
У микрофона ваш ДС…

«Блю Ноут» в буквально смысле творила историю, историю американской музыки. Самым плодотворным и богатым открытиями был период с 55 по 68 год. Все великие джазмены эпохи, причем в расцвете сил, записывались у Альфреда Лайона:

Blue Train

ДС: - Blue Train, Джона Колтрейна. Его диск того же названия, вышедший на «Блю Ноут» в сентябре 57 года. Ли Морган – труба; Кёртис Фуллер – тромбон: Трейн – тенор; Кенни Дрю – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные.

Как вы заметили Джоунс и Чемберс стабильно повторяются на многих записях. Это означает, что они были штатными музыкантами у Лайона.

На «Блю Ноут» нападали многие музыкальные критики. Книга Эрика Ниссенсона, к примеру, называется «Блю – Убийство Джаза». Альфред Лайон отвечал скромно:
- Несомненно, мы создали собственный стиль. Но какой? Я затрудняюсь ответить. И в то же самое время я прекрасно помню, что про нас говорили: - Альфред и Френк записывали только то, что им нравилось. – И это правда! Я даже могу уточнить, добавив два слова:
- Мы пытались записывать джаз, доверяя чувствам, интуиции..»

Senor Blues

ДС: - Senor Blues, Хораса Сильвера. Дональд Бёрд играл на трубе; Хэнк Моубли – на тенор-саксофоне; Сильвер – рояль; Дуг Уоткинс – контрабас и Луи Хейз – ударные. 10 ноября 56 года. Диск Сильвера – «Шесть монет Сильвера», «Шесть монет серебром»…

Хорас Сильвер был верным другом Альфреда Лайона. В буквальном смысле – последним. В эпоху, когда Лайон отошел от дел, единственный джазмен, с которым он поддерживал отношения – был Хорас Сильвер. Если говорить о том стиле, который сам Лайон не решился определить, то нужно все же произнести эти два слова – «хард-боп». Бибоп на «Блю Ноут» не отвердел, а стал более весомым, стал тяжелее в лучшем смысле этого слова: значимей, важнее…

Два джазмена сыграли решающую роль в развитии стиля «Блю Ноут»: ударник Арт Блейки и пианист-композитор Хорас Сильвер. Вместе они выковали первый состав «Вестников Джаза», которые царили почти два десятилетия на нашем шарике. Состав «Вестников» менялся, но направление было все тем же: крутым хард-бопом, великолепными композициями участников секстета, Бенни Голсена и Бобби Тиммонса.

Сказать еще раз, что все наши позывные, кроме последних, написаны ими?
Нынешние, Blues Walk принадлежат таланту альт-саксофониста Лу Доналдсона…. Откуда он? Отуда же! Из «Вестников»!

The Sidewinder

ДС: - The Sidewinder, Рогатая Гремучая Змея… Трубача Ли Моргана, с которым играли: Джо Хендерсон – тенор-саксофон; Барри Харрис – рояль; Боб Краншо – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 21 декабря, 63 года. Одноименный диск «Блю Ноут»..

Пора однако прощаться.

Что вас ждет в ближайших передачах «Времени Джаза»? Таинственный звукорежиссер «Блю Ноут» - Руди Ван Гельдер. Эволюция «Блю Ноут», новые тенденции, фанк, латинос и сол. Крах фирмы и ее возрождение. В промежутке – ваши письма и заявки, интервью с ведущими джазфанами. Ну, а дальше пятидесятилетие самого популярного диска не только джаза, но всей музыки вообще. Диск этот называется Kind of Blue и я попробую протащить вас на запись, в дом на 50 стрит в Манхеттене, в прошлое, несомненно, в 59 год. В прошлое, которое никогда не кончается, такова магия – гениальности!…

Напомню, что подкаст вы найдете по адресу svobodanews.ru. Всех благ, до следующей недели, чао, бай-бай!