Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Валерий Балаян.
Марина Дубовик: Цветочный бизнес в праздничные дни приносит большие прибыли, с нормой в сотни процентов. Но это жесткий бизнес, давно попавший под контроль организованной преступности, где мелким частникам-цветоводам не место. Из Крыма сообщает корреспондент Радио Свобода Валерий Балаян.
Валерий Балаян: Цветы, выращенные здесь, от привезенных из заморских стран внешне не отличишь. Однако, справившись о цене, разницу почувствуешь сразу. Как правило, крымские первоцветы дешевле зарубежных аналогов раза в три, а то и в пять. Я решил выяснить у цветоводов, что из их ассортимента особенно пользуется спросом накануне женского праздника.
Цветовод: Цикломены, гвоздички.
Цветовод: Гвоздички, в основном, как бы теплица, потому что температура позволяет.
Цветовод: Розы выращиваем, гладиолусы, ромашку. Фрезия - весенний цветок. Энергетически очень сильный цветок. По энергетике считается самым сильным цветком. После него идет роза.
Валерий Балаян: Наблюдая за тем, как активно идет торговля большими партиями цветов на одном из крупных оптовых рынков, я обратил внимание на то, что розы среди них отнюдь не доминировали. За разъяснениями я обратился к владельцу большой груженой цветами фуры по имени Якуб.
Якуб: Розы не каждому... Они дорогие - от 3 до 8 гривен.
Валерий Балаян: Цена одной розы в Москве в этот день была от 150 до 300 рублей в зависимости от сорта. Пересчитав гривны на рубли, получается, что крымская роза дешевле московской раз эдак в 10!
А не пробовали в Москву, в Россию, например, поставлять?
Якуб: Желание отпало от таких трудностей, которые там преграды делают. Таможня. У нас сейчас гиацинты есть, тюльпаны есть. Все есть понемножку, но мы не поедем. Запретили нам. Нам не дают ничего. Проблемы большие на таможне. Надо заплатить за это дело. Нет смысла. Бензин дорогой. Лучше здесь продать на 2-3 рубля дешевле.
Валерий Балаян: Жаврие и ее брат Сейран закончили вузы в Ташкенте, вернулись в Крым вместе с основной массой крымских татар в начале 90-х. Но работу по специальности не нашли до сих пор.
Жаврие: Хочется чем-то другим, но не знаем чем заниматься. Работы нет. Сами себя обманываем - занимаемся этим. Сейчас лучше, наверное, даже купить и продать, чем самим заниматься.
Сейран: А я сейчас не выращиваю. Очень дорого. Уголь дорогой. В том году вырастил и пропал.
Валерий Балаян: В таком же положении оказались многие крымские цветоводы, по бизнесу которых был нанесен тяжкий удар взвинтившимися ценами на газ.
Жаврие: Раньше цена гвоздики была такая же, как и сейчас почти что, а уголь подорожал, пленка... Если все это посчитать, то очень дорого получается. Даже не столько беспокоит уголь, сколько все равно ухаживать надо. Очень трудоемкая работа. Желания уже нет.
Валерий Балаян: Я не сказал цветоводу по имени Светлана, что средняя цена точно таких же как у нее тюльпанов в этот день достигала 100-120 рублей, и лилии и каллы стоили около 200!
Как вы думаете, сколько такая может в Москве стоить гвоздика?
Светлана: Если в Ялте 7 стоит, то, наверное, в Москве дороже.
Валерий Балаян: А у вас сколько стоит?
Светлана: А у нас 5 гривен.
Валерий Балаян: 5 гривен - это примерно 20 рублей. В эту цену входит и себестоимость выращенного цветка и минимальная прибыль производителей продавца. Я поинтересовался у владельца магазина Эдуарда - почему при такой относительно невысокой стоимости производства, он не стремится выйти со своим товаром на внешний рынок, прежде всего, в Россию?
Эдуард: В Россию не пустят. Раньше возили в Москву, гвоздику возили. Это в советское время. А сейчас невозможно.
Валерий Балаян: Среди продавцов цветов в районе Симферопольского Московского кольца мое внимание привлек немолодой мужчина на костылях. Его зовут Александр Михайлович Шейко. Он бывший слесарь завода "Фиолет". После перелома шейки бедра он стал инвалидом, но по-прежнему занимается разведением цветов.
Александр Шейко: Мы - русские, украинцы. Крым весь работал. Я лично возил даже в Кировск, Апатиты Мурманская область. Я туда грузил просто, ездил туда. Но жизнь сейчас заставила, что никто... Сейчас доедет до Харькова, тебя отправляют назад, либо ты должен заплатить такие деньги, что ты сам...
Валерий Балаян: В разговоре не для записи многие бизнесмены от цветоводства сообщили мне, что тарифы взяток, которые надо заплатить таможенникам за цветы к женскому дню, остаются неизменными все последние годы и примерно одинаковые, что с российской, что с украинской стороны. Инфляции и девальвации они не подвержены и измеряются только в долларах или евро. Это единственная незыблемая составляющая цветочного бизнеса в Крыму.