Нападение на британскую военную базу в Северной Ирландии

Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына и Кирилл Кобрин.

Александр Гостев: Нападение на британскую военную базу в Северной Ирландии, в результате которого были убиты двое солдат, вызвало в Великобритании и Ирландии шок. Это первое убийство экстремистами британского военного на североирландской территории за последние 12 лет. Ответственность взяли на себя боевики из отколовшейся от Ирландской Республиканской Армии радикальной группировки. О подробностях этого преступления и политической реакции в Британии и Ирландии корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Наталья Голицына: База Массерин расположена в графстве Антрим в 25 километрах от Белфаста. В этот вечер солдаты базы заказали пиццу. И когда ее доставили, четверо невооруженных солдат расквартированного на базе 38-го инженерного полка вышли за ворота, что взять пиццу у разносчиков. В это время из стоявшего неподалеку автомобиля террористы открыли автоматный огонь по солдатам и доставившим пиццу двум гражданским лицам. Двое солдат - Марк Квинси, 23 лет, и Ченгиз Азимкар, 21 года, были убиты. Четыре человека, получившие тяжелые ранения, были госпитализированы. Нападавшие скрылись. Прочесывание местности полицией по горячим следам не дало результата. Позднее неподалеку был обнаружен брошенный нападавшими автомобиль.
В воскресенье в редакции дублинской газеты "Санди трибьюн" раздался телефонный звонок. Звонивший назвал кодовое слово, подтверждающее его личность, и заявил, что нападение на британских солдат совершила "Бригада Южного Антрима" - подразделение "Подлинной ИРА". Он мотивировал нападение тем, что Британия продолжает оккупировать Северную Ирландию, и не выразил сожаления, что жертвами нападения стали, в частности, доставившие пиццу гражданские лица, которых он назвал коллаборационистами за сотрудничество с британской армией.
Выступивший в понедельник на пресс-конференции командующий британскими войсками в Северной Ирландии бригадный генерал Джордж Нортон на вопрос - почему в сторону террористов не был открыт ответный огонь? - ответил, что эта была первая и неожиданная провокация за десять лет и, кроме того, армия в Северной Ирландии считает себя частью местной общины и ведет нормальный мирный образ жизни.

Джордж Нортон: Вышедшие за ворота солдаты не были на дежурстве и были безоружны. Они были одеты в униформу для жарких стран, готовясь к службе в Афганистане. Во время нападения сотрудники североирландской службы безопасности и солдаты проявили мужество и профессионализм. Бесспорно, что им удалось спасти чужие жизни, за что мы должны быть им благодарны.

Наталья Голицына: Один из получивших ранение разносчиков пиццы сообщил, что во время нападения один из солдат закрыл его своим телом.
Посетивший военную базу в Ольстере премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил, что вся страна потрясена и разгневана трусливым и коварным нападением на защищающих свою страну солдат, и что убийцам не удастся затормозить мирный процесс в Северной Ирландии, который поддерживает подавляющее большинство ее населения.
Первый министр правительства Ольстера Питер Робинсон также осудил террористическое нападение, назвав его "жутким напоминанием о событиях прошлого". Он подчеркнул, что террористы намеренно направили оружие против гражданских лиц. Со словами осуждения теракта выступил и лидер партии "Шин Фейн" (политического крыла ИРА) Джерри Адамс.

Александр Гостев: В продолжении темы. Я только что поговорил с моим коллегой, знатоком политики истории Великобритании и Ирландии Кириллом Кобриным об этом деле.

Кирилл Кобрин: Тут сразу три проблемы. Одна - что случилось, вторая - это североирландская политика и третья - это британская политика. Прежде всего, надо сказать, что это первые жертвы в британских вооруженных силах в Северной Ирландии за последние 12 лет. В 1997 году один солдат был убит снайпером Ирландской Республиканской Армии. Нападений не было давно. Надо сказать, что политический процесс умиротворения Северной Ирландии, несмотря на многие сложности, идет довольно успешно. Поэтому такой неожиданностью стало это нападение.
Что касается североирландской и вообще ирландской политики. Прежде всего, уникальность реакции на это событие. Все сколько-нибудь значительные силы как в Северной Ирландии, так и в Ирландии осудили это нападение, в частности, и руководство партии "Шин Фейн", которая была довольно долгое время политическим крылом Ирландской Республиканской Армии.
Наконец, третья, британская политическая сторона этой проблемы. Тут же лейбористское правительство вызвало на себя огонь критики, прежде всего, теми обстоятельствами, в которых произошло нападение. Напомню, солдаты, которые расположены в этой военной базе, они вызвали развозчика пиццы. А развозчики пиццы, двое, привезли этот продукт на автомобиле к воротам военной базы. Ворота военной базы открылись, безоружные солдаты вышли, чтобы купить эту пиццу. В это время из автомобиля, который был припаркован рядом с воротами, был открыт огонь. Два солдата, напомню, погибли, двое получили ранения, и двое развозчиков пиццы тоже. Надо сказать, что военную базу охраняют гражданские контрактники, как и вообще в вооруженных силах Великобритании это принято. Естественно, что оппозиция, в лице Консервативной партии и газеты "Таймс", не преминула обратить внимание на это обстоятельство и на то, как осуществляется охрана таких военных объектов.

Александр Гостев: Что вкратце представляет собой эта группировка с довольно странным названием "Истинная Ирландская Республиканская Армия"?

Кирилл Кобрин: Это очень небольшая группировка. Образовалась она в 1997 году в результате раскола, собственно, Ирландской Республиканской Армии. Во главе ее стоял, по крайней мере, довольно долго Майкл МакКевет. Тут любопытная семейная драматическая история. Дело в том, что Майл МакКевет женат на Бернадет Сенц. Бернадет Сенц - это сестра того самого Боба Сенца, который умер в результате голодовки в знак протеста того, что его считали уголовным преступником. Он был очень активным деятелем Ирландской Республиканской Армии, а он считал себя политическим заключенным. Так что, своего рода это месть. А это небольшая группировка, которая, к сожалению, "прославилась" чудовищным преступлением - взрывом в 1998 году в североирландском городке Ома, когда погибли 29 человек. Взорвалась машина на главной улице города, где гуляли обычные люди - дети, женщины. И до сих пор ни преступление это не раскрыто, ни рана эта не затянулась. Существует Ассоциация жертв Ома и так далее. Так что, Ирландская Республиканская Армия, которая согласилась на перемирие, а потом на мир, которая согласилась разоружиться, чьим политическим крылом является партия "Шин Фейн", не имеет к этому никакого отношения.