"Незаконно и опасно" - такую оценку дают ростовские учёные проекту пуска третьего и четвёртого блоков Волгодонской АЭС
В Ростовской области прошли общественные слушания, на которых обсуждались проекты возведения третьего и четвёртого реакторов АЭС в Волгодонске. Подавляющее большинство жителей области выступают не только против строительства новых реакторов, но и самой станции, как таковой. По данным социологической службы "Ромир", доля противников расширения атомной станции составляет 91% населения региона. Между тем глава "Росатома" Сергей Кириенко уже заявляет о намерении возвести рядом с Цимлянским водохранилищем... пятый и шестой блоки АЭС. А третий и четвёртый - дело почти решённое, и, по словам Кириенко, "уже всё подписано и согласовано". Хотя, напомним, в конце девяностых годов прошлого века проект этой станции, включающий четыре энергоблока, был признан "небезопасным".
Донские экологи считают, что при организации нынешних слушаний "Росатом" откровенно манипулировал общественным мнением. Доступ в средства массовой информации для противников АЭС был серьёзно затруднён (если не сказать - запрещён) в то время, как рекламные материалы атомной промышленности регулярно публиковались практически во всех СМИ региона в течение длительного времени.
Большинство заинтересованных граждан, проживающих, прежде всего, поблизости от АЭС, не смогли принять участие в обсуждении проекта только потому, что представители "Росатома" назначили слушания на 15.00 рабочего дня. Вместе с тем, были обеспечены все условия для участия в слушаниях сотрудников атомной станции, которые, ясное дело, высказались за строительство новых реакторов.
Процедура общественного обсуждения предполагает не только информирование о проекте, но и выявление мнения населения, считают экологи. По опросам, большинство – против строительства новых блоков, поэтому экологи уже направили в администрацию города требование провести официальный опрос жителей об отношении к строительству АЭС. Разрешать или нет строительство, они считают целесообразным лишь после получения результатов опроса.
После представления на слушаниях проектов 3-го и 4-го блоков ВоАЭС, стало очевидно, что атомщикам было что скрывать, и у экологов есть очень серьёзные основания для опасений. Согласно информации, представленной проектировщиками, на Волгодонской АЭС планируется реализовать морально устаревший проект, утверждённый ещё в 1979 году. Вопросы обращения с ядерными отходами и вывода из строя станции по окончании срока эксплуатации в проекте вообще не рассматриваются, несмотря на однозначное требование этого федеральным законодательством.
В частности, участники слушаний обратили внимание на то, что Закон об использовании атомной энергии требует предусмотреть в проекте использования атомной энергии «порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации ядерных установок». Вопреки действующему законодательству, представленный на обсуждение документ по оценке воздействия на окружающую среду не рассматривает вопрос вывода из эксплуатации АЭС, в результате которого образуются тысячи тонн радиоактивных отходов. Также не рассматривается вопрос обращения с отработавшим ядерным топливом – наиболее опасным видом радиоактивных отходов.
"АЭС производит огромное количество ядерных отходов, которые будут оставаться опасными, примерно, четверть миллиона лет. Но в данном проекте не существует никакого плана по переводу этих отходов в безопасное состояние - нас просто обрекают жить на ядерной свалке. Почему в Москве, например, строить АЭС нельзя, а в Волгодонске - можно?" - говорит Николай Жилкин, председатель Совета экологической организации "Зелёная волна" из Волгодонска.
По информации проектировщиков, новые блоки АЭС не предполагается оснащать современными устройствами по минимизации последствий масштабной («запроектной») аварии. В том числе, отсутствует "улавливатель расплава" ядерного топлива и реакторных конструкций, устанавливаемый под реактором, а защитная оболочка реактора будет возведена в ослабленном - однослойном - варианте. Интересно, что при строительстве АЭС за рубежом "Росатом" относится к безопасности жителей тех стран куда более щепетильно. Так, на недавно построенной в Китае российскими специалистами Тяньваньской АЭС и "улавливатель расплав" имеется, и защитная оболочка, конечно же, двойная.
"Возможно в каких-то проектах "Росатома" и есть надежные системы безопасности. Но в проекте третьего и четвёртого блоков ВоАЭС «улавливатель расплава» и двойная защитная оболочка отсутствуют. В любой другой стране при отсутствии этих современных систем безопасности с атомщиками не стали бы даже разговаривать»" - считает Андрей Ожаровский, физик-ядерщик, эксперт группы "Экозащита!", принимавший участие в слушаниях в Волгодонске.
В случае тяжёлой аварии на атомной станции, потребуется эвакуация Волгодонска, для чего необходима модернизация дорожной сети, а том числе строительство нового моста через залив, а также необходимо наладить "защищенное водоснабжение" для 170 тысяч человек. По данным местного ГО и ЧС, "Росатом" отказывается выделить средства на решение этих вопросов.
Около пятнадцати лет назад профессор Вадим Гарин - руководитель Ростовского общественного экологического центра (РОЭЦ) и завкафедрой "Безопасность жизнедеятельности" Ростовского университета путей сообщения вместе с коллегами-экологами уже боролся против строительства Волгодонской АЭС. Тогда, вопреки всем обещаниям властей "прислушаться к голосу народа", станцию всё же построили и запустили. С грубейшими нарушениями.
Выводы двух общественных экспертиз, в которых помимо Гарина участвовали и другие известные ростовские учёные, атомное ведомство учло лишь частично. Вместо четырёх энергоблоков построили только два: первый запустили в 2001 году, второй достраивается и вот-вот должен заработать.
"Пруд-охладитель АЭС не в состоянии обеспечить нормальную работу четырёх блоков. Это признала государственная экологическая экспертиза, ограничив приказом № 62 от10.02.2000 строительство двумя блоками. Это не мы придумали, это официальный документ!", - возмущается Гарин.
Ясно, что пока этот документ и ещё несколько сопутствующих не отменены, строительство третьего и четвёртого блоков незаконно.
"Так совпало, что информация о строительстве новых энергоблоков соседствовала в одной из местных газет с заметкой о катастрофическом обмелении Цимлянского водохранилища, - продолжает Гарин. - Может быть, как раз именно это и подтолкнуло нас к сегодняшним решительным действиям».
Для специалистов связь между работой АЭС и бедственным положением Цимлы очевидна. И снова под эгидой РОЭЦ стали собираться эксперты - в том числе и те, кто ещё десять лет назад давал независимую оценку проекта Волгодонской (тогда - Ростовской) АЭС: один из самых именитых экологов юга России Валерий Приваленко, ведущий геолог "Южгеологии" Евгений Мовшович и другие.
"Ещё недавно 1972 год считался катастрофически маловодным. Теперь этот уровень стал нормой, - говорит Вадим Гарин. - Водность Дона, по всем прогнозам, и дальше будет уменьшаться: парниковый эффект, более жаркий климат. А отбор воды на охлаждение объектов станции с появлением новых энергоблоков будет увеличиваться. Около пяти млн. кубометров воды нужны только для работы двух блоков. А если их будет четыре?"
Атомное же ведомство уверяет, что лишней воды не потребуется: якобы пруд-охладитель будет работать в замкнутом цикле. Но как это может быть? Ведь уже сейчас температура воды в пруде-охладителе подходит к порогу массового размножения сине-зелёных водорослей - 28 градусов. При 30 градусах пруд зарастёт целиком, и никакого охлаждения вовсе не будет.
Ещё в 1999 году общественная экологическая комиссия обращала внимание на то, что сооружение этой АЭС приведет не к снижению, как утверждали авторы проекта, а к росту цен на электроэнергию в Ростовской области. Так и произошло в действительности.
Например, в 1998 году электричество на Дону стоило дешевле, чем в соседних регионах: Краснодарском и Ставропольском краях. А в 2001 году, уже после пуска АЭС, Ростов сразу же обогнал соседей, и продолжает «уверенно лидировать» и по сей день. Как оказалось, в этом нет ничего удивительного и практически почти повсеместно в тех российских регионах, где действуют АЭС, стоимость электроэнергии выше, чем в среднем по стране. Объясняется это, прежде всего, дороговизной ядерного топлива. Так что, с вводом второго, третьего и четвёртого блоков процесс пойдёт в четыре раза быстрее, и жителям Дона придётся платить за электроэнергию в столько же раз больше?
Якобы грозящий югу России к 2015-2020 г.г. дефицит электроэнергии, по мнению экспертов, абсолютно надуман. Новоростовская ГРЭС, 9-й и 13-й блоки Новочеркасской ГРЭС, ветровые, солнечные, малые гидро- и тепловые электростанции в Ростовской области и Краснодарском крае, которые планируется запустить в ближайшие годы, - все они не учтены в обосновании строительства новых атомных реакторов на Дону. А между тем, их суммарная мощность - 3986,8 МВт - с лихвой покрывает предсказываемый дефицит (2850 МВт к 2015 и 3950 МВт к 2020 году).
«В сооружении 3-го и 4-го блоков ВоАЭС нет никакой необходимости», - делают вывод экологи.