Синан-строитель

Мимар Синан

В Турции недавно вышла в свет книга под названием "Презренный Синан". Именно так именовал сам себя живший в XVI веке Мимар Синан - самый знаменитый архитектор эпохи расцвета Османской империи.

В книге собрано множество ранее малоизвестных подробностей жизни этого человека, разнообразные легенды и романтические истории.

Стамбульская академия искусств - имени Мимара Синана. Сегодня здесь есть факультеты архитектуры, дизайна, фотографии, скульптуры, телевидения, кино, археологии и даже статистики. У входа в вестибюль установлен бюст Синана, которого турки называют великим архитектором эпохи "османского ренессанса". Он родился в самом конце пятнадцатого века в Малой Азии, то есть в центральной Турции, в деревушке, где жили греческие каменщики. Потом христианский мальчик попал в янычары, где он, приняв ислам, прослужил двадцать лет и получил военное инженерное образование. Во время одной из войн на территории нынешней Молдавии, построив за пару дней мост через реку Прут, чтобы перебросить подразделения османских войск, Синан привлёк внимание султана Сулеймана Великолепного. Это был золотой век Османской империи, которая богатела и расширялась. Синан был назначен главным архитектором империи. Архитектор, выпускник академии имени Синана Осман Караджи рассказывает, что Синана обычно сравнивают с Микеланджело:

- Этот человек был талантлив во всем. Говорили, что он мыслил конструкциям, и сам он часто повторял, что обходится без архитектурных планов на бумаге. Жизнь его окутана легендами. Никто не знает точно, когда и при каких обстоятельствах он умер. Говорят, что он отравился угарным газом, когда разбирал сломавшуюся печь. А после смерти появлялся в облике дервишей в разных концах Турции! Он был чрезвычайно плодовит как архитектор. В течение своей долгой жизни построил сотни мечетей…

Действительно, Синан строил мечети как садовник сажает цветы. Самые грандиозные - в честь султана, его родственников, сановников, адмиралов и визирей. В память о любимом сыне султана, наследном принце Мехмеде, умершем во время эпидемии от оспы, в самом центре Стамбула был возведен мемориал. Синан, хорошо ориентировавшийся при султанском дворе, был довольно хитер и тщательно скрывал свои замыслы. Например, никогда не показывал свои вычисления даже самым близким ученикам. Архитектор мечтал превзойти античных греков и создать новое "чудо света" для всего исламского мира. Он часами просиживал у храма Святой Софии, который был превращен в мечеть после взятия Константинополя – Синан хотел построить что-то еще более грандиозное. "Небо удерживается волей Аллаха", - не раз повторял архитектор изречение из Корана. Купол его новой мечети Сулеймание должен был стать настоящим гимном исламскому миру...

Житель Стамбула, глубоко верующий сорокалетний Осман, только что вышедший из здания мечети Сулеймание, одного из самых знаменитых творений Синана, рассказывает, что он чувствует, когда оказывается в этом храме:

- Я прихожу сюда не очень часто. Далеко живу. Однако оказавшись внутри этой мечети, каждый раз чувствую свою связь с космосом и Аллахом. Человек - часть вселенной, ведь бог дал ему жизнь. Эта мечеть как символ вечной, непоколебимой веры, которая прославляет Всевышнего уже много веков...

В мечети Сулеймание в дни праздников собираются тысячи людей. Великолепная акустика позволяет слышать голос проповедника даже в самых дальних углах здания. Для лучшей слышимости Синан повелел замуровать в стены резонирующие кувшины. Строить здание начали в самой середине шестнадцатого века по велению султана Сулеймана Великолепного, который хотел увидеть мечеть, равной которой "нет во всем подлунном мире"… "Это не мечеть, а целый город!" Так говорили в ту эпоху об этом чуде зодчества, занимавшем квартал. Комплекс мечети включал в себя медресе, на базе которого потом был открыт первый в Стамбуле университет. В пристройке у входа находилась обсерватория, чтобы точно рассчитывать время пяти ежедневных молитв. Стройка, однако, затянулась, ее не могли закончить в течении семи лет. Злопыхатели распространяли слухи, что в казне не хватает средств, чтобы закончить работы. Сохранилась даже легенда, что один из шахов Персии, вечного соперника Османской империи, якобы прислал султану в подарок ларец с драгоценными камнями – по восточным понятиям того времени, это был оскорбительный намек на то, что у султана нет денег. В ответ взбешенный Сулейман велел замешать драгоценности в строительный раствор.

Архитектор Осман Караджи обеспокоен будущим памятника архитектуры:

- Мечеть построили на холме в бухте Золотой рог, откуда турки штурмовали когда-то осажденный Константинополь. Синан придумал конструкции подземных опор, чтобы здание не сползало в море по склону вниз и простояло вечно. Однако мечеть стоит на холме, и из года в год все-таки медленно спускается в залив. Архитекторы озабочены этим фактом, думаю, вскоре мы будет спасать ее, как Пизанскую башню.

В середине XVI века Синану было около шестидесяти лет, в его мастерской работали около тридцати художников, в том числе европейских, которые называли его "коджа", что означает учитель. Синан носил длинную бороду и халат, подарок султана. Несмотря на преклонный возраст, в доме появилась молодая жена. Одновременно нечто подобное происходило и во дворце Сулеймана. Молодая украинская рабыня Настя Лисовская заняла главное место в его гареме. "Хюррем Султан", или Роксолана, как именовали ее при дворце Топкапы, стала любимой женой и первой советчицей Сулеймана. Чтобы завоевать доверие фаворитки, Синан построил для нее бани на месте бывших византийских терм. Но век Роксоланы оказался недолог. Об этой истории рассказывает стамбульский экскурсовод Фатма Аркан:

- Синан построил усыпальницу красавицы-султанши. Роксолана умерла раньше Сулеймана, не дожив до пятидесяти лет. По указанию тоскующего султана, архитектор Синан соорудил усыпальницу в саду у мечети Сулеймание. Она была погребена по мусульманскому обряду под именем Хюррем Султан. Там же похоронен и сам Синан, его могила очень скромная и почти не видна посетителям.

Синан был обласкан вниманием султанов, но до конца жизни оставался простым, скромным человеком. Называл себя "подмастерьем", не гнушался обедать с мастеровыми, до поздней ночи пропадал на строительных площадках и собственноручно замешивал строительный раствор. Он строил не только дворцы, мечети и фонтаны, но и простые здания для нужд города, проектировал склады, печи, бани, которые сохранились до сих пор, несмотря на века и пережитые землетрясения. Сохранился оттиск печати, которой архитектор метил свои шедевры, в центре которой надпись: "Глава архитекторов, презренный Синан"…