Лесопарков больше нет

Долина реки Сетунь - одна из самых привлекательных лесныз зон Подмосковья

Участники пресс-конференции, посвященной проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", в которой приняли участие представители Мосгордумы, Росприроднадзора и участники экологических движений, считают, что пригородные леса будут вырублены.

"Лесопарков больше нет" – утверждают участники конференции, посвященной обсуждению проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Самое большое беспокойство у общественности вызывает возможность перевода земель лесного фонда, занятого защитными лесами, лесопарками и зелеными зонами в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. По действующему до сих пор законодательству перевод земель лесного фонда, на которых расположены лесопарки, в земли иных категорий просто запрещался.

Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин так прокомментировал принятие "Лесного кодекса": "Сегодня лесопарки в пригородных зонах, именно о них идет речь, находятся под жесткой защитой закона, они не могут застраиваться, через них не могут прокладываться такие трассы, как, например, "Москва - Санкт-Петербург". Данная поправка позволяет все это делать. В случае подписания этого закона президентом будет открыта широкая дорога к уничтожению всех пригородных лесопарковых зон во всех городах России и внутри городов тоже, там снимается такое ограничение, которое существовало до настоящего времени. Конечно, этот процесс пойдет очень быстро, потому что это лакомые куски земли, лакомое пространство для строительства, коттеджного в первую очередь. Можно сказать, что как только высохнет подпись президента под настоящим законом, то сразу будет дан старт полному уничтожению российских лесопарковых зон, что приведет к серьезному ухудшению экологической ситуации, состоянию атмосферного воздуха в городах. Еще одно новшество, которое есть в этом законе, обязывает любого человека, занимающегося сельскохозяйственной деятельностью – а это и выпас скота, и покосы сена, и пчеловодство - брать соответствующий участок леса в аренду. Почему это необходимо делать, особенно в условиях экономического кризиса, непонятно. Я думаю, что эта норма принята тоже для тех, кто хочет присвоить лесные участки в большом количестве, а потом сдавать их в аренду. Хотелось бы, конечно, знать, какие фракции поддержали этот закон. Конечно, однозначно его поддержала "Единая Россия". Она систематически лоббирует интересы крупного бизнеса, в том числе и строительного".

Опасения Сергея Митрохина разделяет Алексей Бутьев, эколог, депутат совета депутатов городского округа Балашиха: "Городской округ Балашиха имеет общую площадь более тысяч 20 гектаров, около 12 тысяч гектаров занимает Гослесфонд. Вводимая поправка позволяет – и насколько мне известно, ряд лиц уже пытается получить – аренду площадей леса, рассчитывая на то, что им удастся начать строительство. Сначала под благовидным предлогом создания зон отдыха или пансионатов. Но ведь одно дело сохранять существующую систему, другое – развивать ее в просчитанных на основе научных методов норм, третье – вести хаотичную застройку абсолютно ничем не оправданную. Она грозит вымиранию леса, как естественной экосистемы. Сначала будут пропадать основные лесообразующие породы, а что будет потом, предсказать трудно, все будет зависеть от плотности населения, проживающего на этой территории".

По мнению экологов, "размещение объектов государственного или муниципального значения" на землях лесного фонда, занятого защитными лесами, может ухудшить и без того нестабильную экологическую ситуацию.

Что заставило депутатов Государственный думы принять закон, лишающий законодательной защиты пригородные зеленые зоны, предположил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь: "Насколько я понимаю, закон принимался для упрощения процедуры заготовки печного топлива. Так вот, есть опасность, чтобы в качестве печного топлива у нас "легкие" Москвы все не "улетели". Потому что деньги большие, земля дорого стоит, даже в период кризиса, и желающих вовлечь эту землю в хозяйственный оборот огромное количество. Если раньше в лесном законодательстве четко была зафиксирована невозможность использования под капитальное строительство лесопарковых зон, то теперь под предлогом необходимости, например, того или иного складского комплекса для экономики района или гостиничного комплекса, или автотрассы мы получим серьезную проблему именно в виде уничтожения подмосковных лесов с целью хозяйственного использования земель под них. Росприроднадзор не контролирует сейчас вырубку в лесах и не осуществляет лесной контроль. С мая месяца у нас леса перестали входить в Министерство природных ресурсов, то есть перестали быть природным ресурсом, и вошли в Министерство сельского хозяйства. То есть в согласно этой логике лес – это дрова. Я боюсь, что подобного рода шаги ведут, с одной стороны, к увеличению возможностей заниматься бизнесом на лесных землях, а с другой стороны, просто к озлоблению людей. Я не знаю, кому это нужно. Сразу после принятия этого закона хозяйствующие организации (как у нас сегодня принято говорить, "хозяйствующие субъекты") выберут самые интересные "куски" из этого лесного "пояса" Москвы в связи с тем, что, скажем так, все эти "куски" будут очень важны и нужны районам, области, ну, кому угодно, обоснование всегда найдут. Все это будет вырублено".

Зеленые зоны, выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции – это зоны жизненных интересов всех граждан, и было бы странно ставить их в зависимость от экономического интереса отдельных, неважно, государственных или муниципальных чиновников. Однако последнее, решающее слово в этом вопросе теперь принадлежит российскому президенту.