В Петербурге судят неофашистов

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Михаил Саленков: В Петербурге продолжается процесс по делу неофашистской группировки Дмитрия Боровикова и Алексея Воеводина, по мнению следствия, виновных в целой серии убийств на почве национальной ненависти.

Татьяна Вольтская: Следствие считает, что на счету банды - ряд резонансных убийств и нападений на уроженцев Азии, Африки и Кавказа. Поэтому уже первое судебное заседание прошло 27 февраля при повышенных мерах безопасности, в присутствии омоновцев с автоматами. Судят 13 человек. Один из организаторов банды, Дмитрий Боровиков, был убит при задержании в мае 2006 года. По версии следствия, организация была создана Алексеем Воеводиным и Дмитрием Боровиковым в 2003 году, до этого оба состояли других экстремистских группировках, например, в Mad Crowd. Новая организация начала с нападения на армян Маквела Эламиряна и Лиану Туманян в поселке Никольское в августе 2003 года. Шестеро подсудимых набросились на них с арматурой, кусками труб, велосипедными цепями и ножами, по счастливой случайности, потерпевшие выжили. В октябре 10 человек напали на нигерийца Омордиона Лавренсе, который, истекая кровью, позвал на помощь и был спасен. В декабре был убит гражданин КНДР Ким Хен Ик, в июне 2004 года - Ростислав Гофман и Алексей Головченко, вероятно, из-за подозрений, что они могут выдать организацию милиции. Тогда же, в июне, произошло самое резонансное убийство - известного ученого-этнолога, эксперта горпрокуратуры Петербурга по национальным вопросам Николая Гиренко. В апреле 2006 года был убит Самба Лампсар - из ружья со свастикой и со словами "скинхед" и "бей негров" на прикладе. Всего обвиняемым инкриминируется около 20 эпизодов.
Банда была выявлена в большой степени благодаря усилиям Агентства журналистских расследований. Говорит заместитель директора агентства Евгений Вышенков....

Евгений Вышенков: Я два месяца вынужден был ходить по этим нацистским сборищам, читать "Майн кампф" для того, чтобы иметь предмет разговора. Результатом было то, что я убедил двух нацистов разговаривать со мной сначала откровенно неформально, а потом их убедил уже рассказывать это не только мне. Есть два камня, на которых все строится. Первое - это эксгумация трупов в Ленинградской области двух нацистов, которых они же сами и убили, Гофман и Головченко. И второе - есть два обвиняемых, они же свидетели обвинения, которые изначально дали признательные показания по всем убийствам.

Татьяна Вольтская: Евгений Вышенков считает, что если свидетели не начнут отказываться от своих показаний, то обвинение устоит, но если начнут - он сам готов стать свидетелем обвинения.