О чем не договорились министры финансов "большой двадцатки"

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.

Андрей Шароградский:
Министры финансов и руководители центральных банков 20 крупнейших стран мира на встрече в Великобритании в субботу поддержали предложения увеличить ресурсы Международного валютного фонда. Одобрены также общие принципы, как расчищать балансы банков от так называемых "проблемных" активов.
Однако в том, какими должны быть скоординированные неотложные меры стимулирования экономического роста, единства в подходах было значительно меньше. Подробнее об этом - в очередном выпуске "Экономической панорамы".

Сергей Сенинский: Итоговый документ встречи в Великобритании содержал значительно больше согласованных предложений будущему саммиту "большой двадцатки", который пройдет в Лондоне 2 апреля, чем предполагали многие эксперты. Однако по наиболее сложным вопросам, в частности, объемы государственной помощи национальным экономикам - позиции, например, США, выступающих за масштабные меры, и Европейского союза сблизить особенно не удалось. Профессор Лондонской школы экономики Ричард Джекман.

Ричард Джекман: Результаты встречи меня несколько разочаровали. Ее участникам не удалось, например, прийти к единому мнению о необходимости более масштабных налоговых мер для стимулирования роста экономики. Да, позиции некоторых крупнейших стран Европы по этим вопросам - особенно Германии и Франции - были услышаны и поняты другими участниками "двадцатки". Тем не менее, это понимание не привело к каким-то договоренностям. В отличие от ряда других вопросов, в отношении которых можно говорить о том, что в дискуссиях сторон наметился прогресс.

Сергей Сенинский: Одной из главных тем предстоящего саммита 20 крупнейших стран мира станут "проблемные" активы многих крупных банков, что является одним из главных препятствий возобновления нормального кредитования экономики. Из Лондона - сотрудница исследовательского центра Chatham House Ванесса Росси.

Ванесса Росси: На мой взгляд, Соединенные Штаты больше говорят о тех специфических проблемах, с которыми американские финансовые власти сталкиваются у себя в стране. Например, действительно, как расчистить балансы американских банков от "проблемных" активов, в том числе - за счет выкупа каких-то из этих активов... Как восстановить в стране нормальное функционирование именно национальной финансовой системы... Что нужно изменить в ней, чтобы предупредить возникновение новых кризисов, подобных нынешнему...
Финансовые власти Европы, со своей стороны, больше озабочены специфическими проблемами европейских финансовых рынков, которых в США просто нет. Например, функционирование национальных банковских систем в рамках всего Европейского союза, другими словами - трансграничные банковские операции. И в этом смысле и Европе, и Соединенным Штатам предстоит заниматься, в первую очередь, своими собственными, домашними проблемами.

Сергей Сенинский: Финансовые власти США призывают и другие страны наращивать объемы государственной поддержки национальных экономик для преодоления рецессии. Лидеры европейских стран, со своей стороны, говорят, что уже израсходовали на эти цели огромные суммы, и предлагают усилить регулирование финансовых рынков.

Ричард Джекман: Я не думаю, что это - альтернативные подходы. Меры регулирования финансовых рынков столь же необходимы, сколь и налоговые, и другие меры государственного стимулирования экономик. Без таких мер пока трудно представить возрождение спроса во многих странах мира, что является одним из важнейших условий восстановления экономического роста. Причем здесь необходимы именно совместные и скоординированные действия правительств самых разных стран мира! И регулирование финансовых рынков в этом контексте отнюдь не противоречит таким действиям.

Сергей Сенинский: В последние месяцы некоторые страны - участницы будущего саммита "двадцатки" - неоднократно предлагали обсудить на нем идею создания в мире новых резервных валют, которые могли бы заменить доминирующую на финансовых рынках сегодня валюту - американский доллар. Отчасти такой новой валютой уже стал евро.

Ричард Джекман: Я думаю, здесь предстоит еще очень долгий путь. Безусловно, такая модель была бы весьма эффективной для многих стран мира, валюты которых подвержены сильным колебаниям, особенно в эпоху глобальных финансовых рынков и потоков капитала. Появление неких новых общих валют, конечно, в значительной степени защитит их от таких колебаний. Но напомню: целое десятилетие ушло на становление евро - как единой валюты всего для полутора десятков европейских стран, причем находящихся в одном регионе мира и с экономиками, весьма схожими и близкими. Ну, а если говорить о неких новых общих или единых валютах применительно ко всей мировой экономике, то это - весьма долгосрочный процесс.

Ванесса Росси: На мой взгляд, сегодня не до конца понимается, что уже давно созданная валюта Международного валютного фонда - так называемые "специальные права заимствования" - и является, по сути, одной из таких общих валют, которые способны помочь в кризисных ситуациях многим странам мира.
Кроме того, заменить на международных финансовых рынках американский доллар - в его нынешнем качестве - какой-либо другой валютой не только очень непросто, но и займет много времени.
Поэтому идеи создания новых резервных валют, как и планы совместной борьбы с тем, что в ряде стран принято называть "банковской тайной", безусловно, могут быть плодотворными, но это - отнюдь не экстренно необходимые меры. И лучше, чтобы они сегодня не отвлекали.

Сергей Сенинский: В итоговом коммюнике встречи министров финансов и руководителей центральных банков 20 крупнейших стран мира отмечается, что ключевым приоритетом становится определение реальной стоимости "проблемных" активов многих банков, которые сдерживают возобновление нормального кредитования национальных экономик.