"Золотой орел" атакует

Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино"

"Я не буду предлагать свою кандидатуру". Именно так Никита Михалков ответил на вопрос о возможности продления собственных полномочий как председателя Союза кинематографистов (СК) РФ.

Съезд СК по версии Никиты Михалкова пройдет 30-31 марта; вопрос о том, кто будет возглавлять Союз, приобретает все большую актуальность. Впрочем, кандидатура наиболее вероятного преемника совсем не нова: Михаил Пореченков уже исполнял обязанности главы СК, когда Никита Михалков уходил в творческий отпуск для съемок "12" и "Утомленных солнцем-2". Именно Пореченкова, скорее всего, Михалков предложит и делегатам съезда.

О перспективах Союза, для Радио Свобода - Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино".

- Что будет, когда - и если - Михалков все же покинет пост председателя СК?


- Лидер - это нечто символическое, как и все у нас в стране. Никита Сергеевич хотел, чтобы председателем стал его выдвиженец Михаил Пореченков. Проблема заключается в том, чтобы именно структура Союза, функции Союза, представление о миссии Союза остались прежними, а не такими, какие им, кажется, отводят. Какие? Сохраняется небольшая профсоюзная организация, а все содержательные задачи - связанные, например, с выработкой государственной политики, с возможностью кинематографистов активно влиять на бюджет, на содержание, - это все должно перейти в Академию, инициатором создания которой тоже был Михалков.

- Вы имеете в виду, что от всего Союза кинематографистов останется только профсоюзная организация?

- Такая маленькая, на две комнатки. Там члены Союза смогут получить какие-то деньги на похороны или на оплату пребывания в больнице. И это все. А о том, что функции, ради которых создавался Союз, Никита Сергеевич хочет передать в академию, он сам говорил газете "Известия". Дважды.

- Речь идет об академии кинематографических искусств и наук "Золотой орел"?

- Да. Если Хрущев в 1958 году согласился с тем, что Союз кинематографистов должен быть создан, то теперь, кажется, берет верх идея, что этот союз должен умереть. Понимаете, эта работа связана с изменением всей конфигурации, самой архитектоники кинематографической жизни. И кстати: общество практически не дискутирует, каким должен быть Союз. Все ждут, что решит политическая власть. И молодые кинематографисты ждут, и ждет большинство таких, как говорил Горький, «гагар» от кинематографии. Все ждут, кто победит, а кто победит, все знают. Союз – как объединение деятелей кинематографа - должен не сам решить, каким ему быть, а согласиться с тем представлением о творческом объединении, которое спускают сверху. Пока сообщество не может ничего решить, люди будут жить с установкой, что вертикаль возможна и в сфере искусства.