Вадим Клювгант: "Это обвинение здравого смысла в том, что он еще где-то существует и пытается подавать голос"

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.

Марк Крутов: В Москве накануне закончились предварительные слушания по новому делу против бывших руководителей ЮКОСа. Они продолжались рекордно долгое время - более 2 недель. Однако суд не удовлетворил ни одно из ходатайств защиты. Основной итог: слушания по существу начнутся 31 марта.

Данила Гальперович: Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева после окончания предварительных слушаний по новым обвинениям против бывших руководителей ЮКОСа не выглядели огорченными или отчаявшимися. Это притом, что суд ответил одним коротким отказом на десяток довольно объемных ходатайств защиты. Подводя итоги этой стадии процесса, адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант выразил сожаление, что суд так и не воспользовался своей возможностью, как выразился юрист, защитить здравый смысл.

Вадим Клювгант: Все попытки стороны защиты предложить внести хоть какую-то ясность в эти все нестыковки, несуразности, каким-то образом их объяснить, адресованные авторам всего этого обвинения, они каждый раз встречали один и тот же ответ: "Все нормально, все правильно, мы от этого не отступим. И будет, и останется..." Вроде того, что "не задавайте нам глупых вопросов". Когда это очевидная алогичность, когда это очевидная иногда и глупость, и когда в ответ на попытку об этом сказать мы получаем вот такие ответы раз за разом, не мы, а суд получает такие ответы, - как это еще можно назвать иначе, чем обвинение здравого смысла в том, что он еще где-то существует и пытается подавать голос.

Данила Гальперович: Адвокаты бывших руководителей ЮКОСа также выпустили специальное заявление, в котором назвали представителей обвинения "двоечниками, навлекающими позор на все российское государство", ибо именно его, государства, интересы эти прокуроры представляют в суде. Защитник Платона Лебедева Елена Липцер отмечает, что не только многочисленные нестыковки в доказательной базе и тексте обвинения, но и нарушения в ходе следствия могли дать судье возможность закрыть дело еще на стадии предварительного рассмотрения.

Елена Липцер: Уже совершено такое количество нарушений, которое не позволяет суду вынести по этому делу справедливое решение. И мы говорили о том, что этот беспредел нужно остановить. Если в нашей стране пока эта процедура еще никогда не применялась, это не значит, что один конкретный судья не может ее применить, основываясь, в том числе, на европейском опыте. Мы считаем, уголовное дело ведется не с целью торжества права или законного уголовного преследования, а в иных целях. Поэтому у нас сейчас уже имеются основания говорить о том, что в случае вынесения обвинительного приговора по делу это дело дойдет до Европейского суда так же, как и жалоба по первому приговору.

Данила Гальперович: Еще один адвокат Платона Лебедева, Константин Ривкин, заметил, что обвинители, по мнению защитника, мстят обвиняемым за то, что еще в ходе первого процесса по делу ЮКОСа, в частности, Платон Лебедев называл действия гособвинения преступными и пытался даже обратить на свою точку зрения внимание суда. Пока на все это гособвинители Дмитрий Шохин и Валерий Лахтин не сказали ни слова. Теперь, в открытой стадии процесса, общество и журналисты, наконец, услышат и их голоса.