В Москве открылся фестиваль "Классика на Арбате"

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Марк Крутов: В концертном центре Павла Слободкина, в Москве, открылся фестиваль под названием "Классика на Арбате". Сегодня вечером в его программе - московская премьера концерта для альта с оркестром "Трансформация души". Композитор - Михаил Броннер. Оркестр - "Времена года". Солист - лауреат международных конкурсов Михаил Березницкий. С ним разговаривает Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Произведение может быть посвящено кому-то по разным причинам. Автор может дружить с человеком и посвятить произведение своему другу. Может любить музыканта и посвятить ему сочинение в надежде, что тот когда-нибудь исполнит это сочинение. Или же сама идея произведения связана с тем, кому оно посвящено. Какой случай ваш?

Михаил Березницкий: Несколько сразу. У нас хорошие отношения с Михаилом Броннером, хотя мы недавно знаем друг друга - где-то год назад я исполнил его камерное произведение для альта и литавр. Потом была премьера альтового концерта, который написал Ефрем Подгаец. Наверное, Броннер тогда и замыслил свое произведение. Потом я сыграл, ему понравилось. Мне кажется, что Броннер писал, как и Подгаец, то есть «под меня», потому что - буду хвастаться, можно? - немножко я, наверное, технологически продвинутее, как альтист, ведь я еще скрипач, и какие-то вещи, которые могу сыграть я,
Могут сыграть немногие музыканты.

Марина Тимашева: А что значит - технологически продвинутый?

Михаил Березницкий: Технически. Просто для меня не существует каких-то пределов, я не отказываюсь играть совсем сложные вещи, для меня в этом - азарт. Концерт еще в этом смысле, писался с расчетом на меня, потому что есть места, просто сложные технически. И, кстати, концерт Броннер посвятил мне после мировой премьеры, а не до, это не было так, что "я тебе посвящу, а ты сыграй".

Марина Тимашева: Теперь я себе позволю прочитать анонс к "Трансформации души". Обыкновенно для музыкантов такого рода анонсы бывают большим сюрпризом : "Сочинение условно делится на две части. Вначале как бы возникает состояние души ребенка, робко вступающего в прекрасный мир и постепенно познающего его гармонию и красоту… Ребенок взрослеет… Чувства, сначала робкие, становятся все более яркими и сильными… Но вдруг в его жизнь врывается что-то темное и страшное… Тьма все сильнее охватывает душу, разрушая и опустошая ее..."

Михаил Березницкий: Там, конечно, есть две стороны. Одна – нежная, лирическая, вторая – темная, страшная. Но про ребенка я не думал совсем, там просто такая теплая, человеческая лирика. Начало очень красивое именно для альта написано, очень близкое к голосу, к вокалу. Я люблю, когда чувствуют мой инструмент, и Броннер очень хорошо его чувствует. А что касается финала произведения, я бы не был таким пессимистом. Мне кажется, что оно все-таки заканчивается просветлением.

Марина Тимашева: Понятна сама по себе идея столкновения светлого и темного, божественного и дьявольского. Но мне сложно поверить, что именно Броннер заканчивает сочинение таким ужасом, и что надежды нет...

Михаил Березницкий: Нет-нет, это не его стиль. Мне кажется, что это просветление, возвращение к лирике, и нет там ощущения, что все закончилось ужасно.

Марина Тимашева: Утром - больше света. Поэтому послушаем самое начало сочинения Михаила Броннера "Трансформация души".

Звучит музыка