В концертном центре Павла Слободкина, в Москве, открылся фестиваль под названием "Классика на Арбате". Сегодня в его программе – московская премьера концерта для альта с оркестром "Трансформация души" композитора Михаила Броннера. Камерный оркестр – "Времена года", солист - Михаил Березницкий.
Лауреат международных конкурсов Михаил Березницкий ответил на вопросы Радио Свобода.
– Михаил Броннер посвятил концерт вам. Произведение может быть посвящено кому-то по разным причинам. Автор может дружить с человеком и посвятить произведение своему другу. Может любить музыканта и посвятить ему сочинение в надежде, что тот когда-нибудь его исполнит. Или же сама идея произведения связана с тем, кому оно посвящено. Каков ваш случай?
– Несколько сразу. У нас хорошие отношения с Михаилом Броннером, хотя мы недавно знаем друг друга – где-то год назад я исполнил его камерное произведение для альта и литавр. Потом была премьера альтового концерта, который написал Ефрем Подгаец. Наверное, Броннер тогда и замыслил свое произведение. Потом я сыграл, ему понравилось. Мне кажется, что Броннер писал, как и Подгаец, «под меня», потому что – буду хвастаться, можно? – немножко я технологически более продвинут, как альтист, – ведь я еще и скрипач. Какие-то вещи, которые играю я, могут сыграть немногие музыканты.
– А что значит "технологически продвинутый"?
– Технически. Просто для меня не существует каких-то пределов, я не отказываюсь играть совсем сложные вещи, для меня в этом – азарт. Концерт еще в этом смысле, писался с расчетом на меня, потому что есть места, просто сложные технически. И, кстати, этот концерт Броннер посвятил мне после мировой премьеры, а не до. Было не так: "я тебе посвящу, а ты сыграй".
– Я себе позволю прочитать анонс к "Трансформации души". Обыкновенно для музыкантов такого рода анонсы бывают большим сюрпризом: "Сочинение условно делится на две части. Вначале как бы возникает состояние души ребенка, робко вступающего в прекрасный мир и постепенно познающего его гармонию и красоту <…> Ребенок взрослеет <…> Чувства, сначала робкие, становятся все более яркими и сильными <…> Но вдруг в его жизнь врывается что-то темное и страшное <…> Тьма все сильнее охватывает душу, разрушая и опустошая ее".
– Там, конечно, есть две стороны. Одна – нежная, лирическая, вторая – темная, страшная. Но про ребенка я не думал совсем: там просто теплая, человеческая лирика. Начало очень красивое, оно написано именно для альта, очень близко к голосу, к вокалу. Мне нравится, когда чувствуют мой инструмент, и Броннер очень хорошо его чувствует. А что касается финала произведения, я бы не был таким пессимистом. Мне кажется, что оно все-таки заканчивается просветлением.
– Понятна сама по себе идея столкновения светлого и темного, божественного и дьявольского. Но мне сложно поверить, что именно Броннер заканчивает сочинение таким ужасом, и что надежды нет.
– Нет-нет, это не его стиль. Мне кажется, что это просветление, возвращение к лирике, и нет там ощущения, что все закончилось ужасно.
Лауреат международных конкурсов Михаил Березницкий ответил на вопросы Радио Свобода.
– Михаил Броннер посвятил концерт вам. Произведение может быть посвящено кому-то по разным причинам. Автор может дружить с человеком и посвятить произведение своему другу. Может любить музыканта и посвятить ему сочинение в надежде, что тот когда-нибудь его исполнит. Или же сама идея произведения связана с тем, кому оно посвящено. Каков ваш случай?
– Несколько сразу. У нас хорошие отношения с Михаилом Броннером, хотя мы недавно знаем друг друга – где-то год назад я исполнил его камерное произведение для альта и литавр. Потом была премьера альтового концерта, который написал Ефрем Подгаец. Наверное, Броннер тогда и замыслил свое произведение. Потом я сыграл, ему понравилось. Мне кажется, что Броннер писал, как и Подгаец, «под меня», потому что – буду хвастаться, можно? – немножко я технологически более продвинут, как альтист, – ведь я еще и скрипач. Какие-то вещи, которые играю я, могут сыграть немногие музыканты.
– А что значит "технологически продвинутый"?
– Технически. Просто для меня не существует каких-то пределов, я не отказываюсь играть совсем сложные вещи, для меня в этом – азарт. Концерт еще в этом смысле, писался с расчетом на меня, потому что есть места, просто сложные технически. И, кстати, этот концерт Броннер посвятил мне после мировой премьеры, а не до. Было не так: "я тебе посвящу, а ты сыграй".
– Я себе позволю прочитать анонс к "Трансформации души". Обыкновенно для музыкантов такого рода анонсы бывают большим сюрпризом: "Сочинение условно делится на две части. Вначале как бы возникает состояние души ребенка, робко вступающего в прекрасный мир и постепенно познающего его гармонию и красоту <…> Ребенок взрослеет <…> Чувства, сначала робкие, становятся все более яркими и сильными <…> Но вдруг в его жизнь врывается что-то темное и страшное <…> Тьма все сильнее охватывает душу, разрушая и опустошая ее".
– Там, конечно, есть две стороны. Одна – нежная, лирическая, вторая – темная, страшная. Но про ребенка я не думал совсем: там просто теплая, человеческая лирика. Начало очень красивое, оно написано именно для альта, очень близко к голосу, к вокалу. Мне нравится, когда чувствуют мой инструмент, и Броннер очень хорошо его чувствует. А что касается финала произведения, я бы не был таким пессимистом. Мне кажется, что оно все-таки заканчивается просветлением.
– Понятна сама по себе идея столкновения светлого и темного, божественного и дьявольского. Но мне сложно поверить, что именно Броннер заканчивает сочинение таким ужасом, и что надежды нет.
– Нет-нет, это не его стиль. Мне кажется, что это просветление, возвращение к лирике, и нет там ощущения, что все закончилось ужасно.