Уволенные сотрудники 1 канала объявили голодовку

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Уволенные сотрудники 1 канала Олег Пташкин и Эльхан Мирзоев объявили голодовку. Они собираются добиваться своего восстановления на работе и выплаты полагающихся компенсаций. Сегодня днем они забаррикадировались в одном из кабинетов Останкино и предъявили свои требования. Руководство канала не дает никаких комментариев, но неофициальные источники сообщают, что у молодых людей, работавших внештатно, истекли сроки трудовых договоров. Их не продлили из-за претензий к качеству работы редакторов. Скандал на 1 канале - лишь одна из иллюстраций того, что во время кризиса многие российские СМИ вынуждены сокращать число своих журналистов. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Потерявшие работу сотрудники 1 канала Олег Пташкин и Эльхан Мирзоев в среду громко заявили о своих претензиях к бывшим работодателям. Они разослали письма президенту Медведеву, уполномоченному по правам человека, в Общественную палату, в которых указали, что их уволили незаконно, не выплатив полагающихся им компенсаций. Они требовали их восстановления на работе и дальнейшего увольнения в рамках действующего Трудового кодекса. Молодые люди забаррикадировались в одном из кабинетов Останкино и объявили голодовку. Из Останкино их выставили, но уволенные сотрудники собираются продолжать голодовку и добиваться выполнения своих требований. Говорит Эльхам Мирзоев:

Эльхам Мирзоев: Я решил продолжать голодовку. У меня была встреча с представителем 1 канала, в частности, с Андреем Курпатовым, который является руководителем группы компаний "Красный квадрат", и с Натальей Никоновой, которая является руководителем студии спецпроектов 1 канала. Я, в принципе, не отказывался от встречи, но я настоял, чтобы встреча происходила при юристах - и при их юристах, и при наших юристах. Разговор был предметным, а не эмоциональным. А получилось так, что разговор был эмоциональным, что это какая-то заказуха, что кто-то подбил, что является абсолютной ложью. Если человек пошел защищать свои права, значит, кто-то его на это подбил. Да, я за то, чтобы права защищали законным способом.

Любовь Чижова: Каковы ваши дальнейшие действия теперь?

Эльхам Мирзоев: Вообще-то, я собираюсь голодать. По любому мне придется голодать. Трудовой кодекс написан для того, чтобы люди не оказывались вдруг на улице, чтобы все взаимоотношения между работодателем и работником происходили в рамках закона, цивилизованно, скажем так.

Любовь Чижова: На 1 канале официально акцию протеста уволенных сотрудников не комментируют. Неофициально нам рассказали, что Олег Пташкин и Эльхам Мирзоев не были штатными сотрудниками канала. Они трудились по трудовым договорам, сроки которых истекли в январе и в марте. Договоры редакторам не продлили якобы из-за их низкого профессионального уровня. В среду в ситуацию со скандалом на 1 канале вмешалась Госдума. Вот что рассказал Радио Свобода председатель Комитета по информационной политике Борис Резник.

Борис Резник: Я позвонил Константину Эрнсту, руководителю 1 канала. Первым делом спросил, что это за журналисты, что это за ребята. Оказывается их фамилии Мирзоев и Пташкин. Они младшие редакторы. Один в шоу "Давайте поженимся", а второй, Мирзоев, его шоу еще даже не запускалось и не будет запускаться, видимо. В штате они не работали. Они были на договорах. Были вполне реальные к ним претензии.

Любовь Чижова: Есть ли статистика, много ли в России уволено журналистов из-за кризиса?

Борис Резник: Кризис, на самом деле, только начинается. Уверенности такой нет, к сожалению, но мы стараемся решать эти вопросы. Например, была ситуация с журналом "Огонек". Они же не выходили несколько месяцев. Это старейший российский бренд. Конечно, это было бы очень плохо, если бы журнал "Огонек", которому исполняется в этом году 110 лет, который выходил в годы гражданской войны, после гражданской войны, в Великую Отечественную войну, и вдруг прекратил бы выходить. Поэтому мы, я имею в виду Госдуму, приняли протокольное поручение, обращение к властям - попытаться сохранить огонек.

Любовь Чижова: Уволенные сотрудники 1 канала намерены продолжать бороться за свои права. Хотя это не первая история увольнения российских журналистов во время экономического кризиса. В настоящее время идут сокращения сотрудников во многих СМИ. Происходит это и в газете "Новые известия". Главный редактор издания Валерий Яков говорит, что сокращает людей с большой горечью, но другого выхода он не видит. Главное сегодня - сохранить газету.

Валерий Яков: Мы постарались избежать формы сокращения, потому что она дискомфортна и для наших сотрудников, и для редакции, и попробовали найти какие-то возможности, которые устроили бы и ту, и другую стороны. Например, мы вынуждены были отказаться от собкоровской сети почти от всей. Но нашим бывшим собкорам мы предложили перейти на гонорары, на повышенные гонорары, объяснив каждому конкретно сложившуюся ситуацию в редакции. Нас поняли наши сотрудники. В общем-то, теперь они не получают зарплату, но пишут не меньше, чем писали ранее, просто получают гонорары. Примерно такая же история произошла и внутри редакции. Мы вынуждены были слить, например, три отдела в один, и предложить молодым сотрудникам, которые там пробовались, стажировались в отделе, например, политики, тоже перейти на гонорары, объяснив ситуацию, что мы не в состоянии платить те зарплаты, которые платили раньше. Нас поняли, и продолжают публиковаться у нас наши журналисты. Поэтому мы, в общем, почти никого из журналистов не потеряли, за исключением тех ребят, которым удалось где-то найти более приличное предложение. Они ими воспользовались и ушли.
Штат редакции сократился процентов где-то на 18 уже к сегодняшнему дню. Еще несколько человек, видимо, покинут нас до апреля. Мы просто вынуждены это делать. Потом что газета "Новые известия", к сожалению, как, наверное, большая часть общественно-политических изданий убыточная. Инвесторы, у которых мы получали кредиты, находятся в сложной ситуации, потому что бизнес везде просел не только в России, но и в мире. Нам просто объяснили, что нет возможности в прежнем объеме финансировать редакцию - ту часть, которую мы не зарабатываем сами. Нам нужно было ужиматься.
Я стоял перед выбором - либо закрывать газету, либо максимально сокращать расходы. Поэтому мы вынуждены были сократить объем газеты. Она стала тоньше, чем она была. Мы сократили тираж газеты. Исходя из этого, соответственно, мы освобождающуюся часть людей... Мы сократили зарплату у всех, и больше всего сократили зарплату у руководства, начиная у главного редактора, у всех моих заместителей. Самое большое сокращение зарплаты прошло у руководства редакции. Меньше всего мы сократили зарплату у тех журналистов, у которых была самая низкая. Тем не менее, где-то процентов на 30 в среднем сократили зарплату. Ситуация вынужденная. Для того чтобы сохранить издание, мы вынуждены были приостановить ряд наших журналов. Для того чтобы сохранить газету и тот костяк коллектива, который у нас есть, мы идем на эти меры, идем мы предельно гласно, постоянно все объясняя людям. Все в курсе событий, понимают, почему это происходит.

Любовь Чижова: О ситуации в газете "Новые известия" говорил главный редактор издания Валерий Яков.