С днем рождения, Мастер

Святослав Рихтер

Сегодня - как и всегда в последние годы - в Большом зале консерватории проходит "Приношение Святославу Рихтеру". О концерте в эфире Радио Свобода рассказала виолончелистка Наталья Гутман.
"Приношение Cвятославу Рихтеру" – это ежегодный проект, который традиционно проходит в Большом зале консерватории. Так "Фонд Рихтера" чтит память великого пианиста и выполняет его завет привлекать внимание к самым интересным исполнителям.

Сегодня вечером прозвучат отрывки из оперных произведений в исполнении вокалистки Любови Петровой, а во втором отделении программы Наталья Гутман представит Концерт для виолончели с оркестром Дворжака.

О программе "приношения" в эфире Радио Свобода - виолончелистка Наталья Гутман

– Солистка первого отделения – Любовь Петрова, ученица Галины Писаренко (друга дома Святослава Рихтера, ученица его супруги - Нины Дорлиак. - РС.). Она поет в "Метрополитен Опера" и гастролирует по всей Европе. Дирижировать будет Марк Тардю, он первый раз будет здесь выступать. Очень хороший музыкант и очень приятный человек. Играть будет оркестр Плетнева, РНО.

– Кто из современных композиторов любит виолончель соло? Играете ли вы современную академическую музыку?

– То, что мне нравится, я играю. Не так часто сейчас пишут хорошо. Но, слава Богу, есть, что играть. ХХ век богат сочинениями для виолончели. Благодаря Ростроповичу появилось много замечательных сочинений: их писали для него и Прокофьев, и Шостакович, и другие композиторы. Сейчас это немножко угасло, ушли большие композиторы. Я люблю Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Лютославского, Хиндемита, Бриттена. Знаю, что у Губайдулиной есть несколько концертов для виолончели; я их не играла, но я думаю, что они замечательные.

– На концертах классической музыки бывает много повторов одной и той же вещи, и публика идет на то, что уже знает.

– Повтор – это не всегда повтор, это – заново услышанное сочинение; и бывает очень приятно вернуться к старому варианту звучания. Конечно, у виолончели не такой огромный репертуар, как у фортепиано. Всю жизнь завидую пианистам. Нам повторяться приходится чаще.

– Изменился ли слушатель в Большом зале консерватории - с тех же рихтеровских времен?

– На моих концертах я не замечаю. Каждый музыкант имеет свою публику. На мои концерты, наверное, не ходят те, кто говорит по телефону во время концерта.