Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.
Дмитрий Волчек: В среду на 74 году жизни скончался писатель Еремей Парнов. С друзьями и коллегами автора популярных фантастических романов и детективов говорила Елена Фанайлова.
Елена Фанайлова: О творческом и жизненном пути патриарха советской фантастики Еремея Парнова рассказывает исследователь жанра критик Дмитрий Байкалов.
Дмитрий Байкалов: Появился он во время всплеска интереса к науке, фантастике. Сначала он писал научно-популярные книги, потом сложилось его известное соавторство с Михаилом Емцевым, и на тот момент они входили в когорту наших лидирующих фантастов 60 годов. К сожалению, дуэт в начале 70 распался в совершенно противоположных направлениях, потому что Михаил Емцев ударился в диссидентство, в богоискательство. Еремей Парнов наоборот пошел по административной линии, через некоторое время возглавил Совет по фантастике, был таким администратором от литературы, параллельно продолжая писать. Писал он детективы, где смешивалась история, детектив, фантастика. Хорошо известна экранизация его романа «Ларец Марины Медичи», многократно она показывалась в советское время, да и сейчас регулярно идет по телевизору.
При этом он был функционером довольно уникальным. Ни одна из группировок, которые до сих пор повоевывают в своих воспоминаниях, к нему не высказывает никаких претензий, к его действиям, когда он занимал всевозможные посты в различных писательских организациях. Он фактически представлял нашу фантастику на Западе в советское время, его очень хорошо знали западные фантасты, он ездил на конференции, он пытался привозить западных фантастов в Советский Союз. Многие считают, что это достаточно серьезное жизненное достижение, что он помогал преодолевать железный занавес. Знаковые были ранние рассказы с Михаилом Емцевым – «Уравнение с Бледного Нептуна», сборник «Зеленая креветка» практически был в каждой библиотеке. Но кроме «Ларца Марины Медичи», «Третий глаз Шивы» - это продолжение и «Александрийская гемма» - это трилогия, она наиболее известная из его детективных вещей.
Елена Фанайлова: Еще одна черта творчества Еремея Парнова дорога современной писательнице-фантасту Марии Галиной.
Мария Галина: Возникновению эзотерической ветви отечественной фантастики мы во многом обязаны именно ему. Был такой замечательный исторический с элементами мистики роман «Бронзовая улыбка», он был посвящен путешествию в Тибет. Для нас тогда было новинкой и открытием. И в дальнейшем он тему мистики, оккультизма довольно активно в своем творчестве эксплуатировал. Тогда это было полезно. Наверное, это был один из немногих источников, когда об этом можно было получить информацию. «Путешествие полковника Фосетта», как раз такая мистическая приключенческая фантастика о Латинской Америке. «Бронзовая улыбка» – это то, что было посвящено путешествию на Восток и в Тибет, отечественная история, роль наших русских шпионов, не побоюсь этого слова, вообще в освоении Тибета, в освоении мира, совершенно нам нового. Я думаю, что до сих пор не устаревшее произведение.