По итогам индексной сессии валютных торгов на ММВБ рубль в очередной раз (хоть и незначительно, на 3 копейки) укрепился к доллару. Рост российской валюты к европейской оказался более внушительным: официальный курс на среду повысился на 37 копеек.
Инвесторы надеются, что новый план правительства США по избавлению банков от "токсичных" активов поспособствует возобновлению экономического роста. Нефть дорожает, а игроки начинают возвращаться к рискованным инструментам: американские фондовые биржи в понедельник к концу торгов взлетели примерно на 7 процентов, что позволило зафиксировать по итогам двух недель рекордный подъем рынка с 1938 года. Российские индексы прибавили 5-7 процентов.
Однако экономисты сомневаются, что новый план спасения действительно поможет выздоровлению экономики США.
Обнародованная в понедельник "Программа государственных и частных инвестиций" призвана помочь американским банкам избавиться от "токсичных" неликвидных активов, совокупный объем которых превышает триллион долларов. Эти обесценившиеся бумаги (в частности, ипотечные облигации) не просто остаются на балансе финансовых фирм, но и составляют значительный процент их капиталов. После того, как сотни тысяч американских домовладельцев оказались не в состоянии погашать ипотечные займы, никто не может оценить реальную стоимость этих некогда ценных бумаг. В этом заключается главная причина нынешней шаткости банковской системы.
"Программа государственных и частных инвестиций", которую курирует министр финансов Тимоти Гайтнер, предусматривает сотрудничество государства и частных фирм в выкупе "токсичных" активов. Семь процентов стоимости бумаг оплачивает правительство, семь процентов — частные инвесторы. Оставшаяся часть будет приобретена за счет государственных кредитов. Стоимость выставляемых на продажу активов участники частно-государственного партнерства будут определять сами, по результатам тендера. Пока на эту программу Вашингтон выделяет от 75 до 100 миллиардов долларов из пакета мер по оздоровлению экономики, одобренного конгрессом США в прошлом году. План не требует одобрения конгресса, поэтому, как ожидается, реализация его начнется в ближайшем будущем.
"Правительство рассчитывает, что частные инвесторы будут назначать за "токсичные" активы свою цену. Но, подозреваю, что многие из них стоят даже меньше, чем правительство готово за них заплатить, — сказал в эфире Радио Свобода профессор экономики университета Джорджа Мэйсона в Вирджинии Чарльз Раули. — Есть все основания опасаться, что частные инвесторы ими не заинтересуются. С другой стороны, если рынок хорошо среагирует на начало скупки активов, они могут стать очень прибыльными. И не исключено, что игроки опять утратят осмотрительность. Анализ инвестиционных решений последних двух десятилетий показывает, что люди теряют голову, зная, что в случае успеха сорвут хороший куш, а в случае проигрыша государство придет им на помощь. Боюсь, что в попытках любой ценой оживить кредитную систему правительство закладывает камень в фундамент будущих проблем, способствуя надуванию новых пузырей. Лично я бы сейчас оставил "токсичные" активы в банках, с тем, чтобы те избавлялись от "неликвида" естественным путем. Пусть некоторые банки лопнут — вклады защищены Федеральной корпорацией по страхованию депозитов, она переместит их в здоровые. На мой взгляд, министерство финансов и центральный банк должны быть озабочены лишь тем, чтобы поддержать нужное количество денежной массы в обращении".
Крайне скептически оценивает программу и лауреат Нобелевской премии по экономике 2008 года Пол Кругман. В своей колонке для The New York Times он выступил с критикой в адрес правительства, которое готово вогнать страну в новые долги, выкупая ничего не стоящие бумаги на гигантские суммы. Роль частных инвесторов, по мнению ученого, в этом предприятии будет минимальной. "Я более чем разочарован, — констатирует нобелевский лауреат. — На самом деле, меня переполняет отчаяние".