Маленькая литовская труппа "Banchetto musicale" показала спектакль "Мадригальные оперы" Монтеверди в рамках фестиваля "Золотая Маска".
Литва - страна театральной аномалии. Количество выдающихся режиссеров там просто невероятно. К известному списку – Някрошюс, Карбаускас, Туминас – стоит добавить имя Гинтараса Варнаса, автора спектакля "Мадригальные оперы". Строго говоря, это не оперы, а их "зародыш": вокально-драматические сцены, раннее барокко, 1638 год.
Изначально они были созданы только для певцов, инструментальные партии написал руководитель "Banchetto musicale " Дарюс Стабинскас. Литературная основа заимствована из старинных сюжетов. Сочинения эти - вполне светские по форме, лирические по содержанию - религиозны по сути своей. Тексты морализаторские и очень наивные. Для воплощения есть два варианта: или концертное исполнение, или – если речь идет о театре - нечто новаторское. Варнас и художник Юлия Скуратова пошли по второму пути.
В спектакле действуют певцы и куклы. Дух отделен от плоти: голоса - души, куклы - тела. "Поединок Танкреда и Клоринды" идет на фоне черного задника. В нем, на самом верху, - большая прорезь: там расположились музыканты и певцы. А внизу, на сцене - куклы-рыцари. Ими управляют актеры, одетые в черное. Об их присутствии только догадываешься. Один ведет руку, другой - ногу и так далее. Поэтому рыцари умеют разваливаться на части: туловище отдельно, меч отдельно, голова отдельно. До поры до времени зрители смеются, но в какой-то момент части тел застывают в воздухе, - и картина напоминает "Гернику". А потом, когда Танкред снимет шлем с соперника и выяснит, что дрался с красавицей Клориндой, певцы незаметно спустятся на сцену. И мы увидим кукольные тела - в латах, но с человеческими лицами. Куклы становятся людьми, когда разговор заходит не о войне, а о любви.
Второе действие, "Балет неблагодарных"- белое. Оркестр по-прежнему наверху, внизу - светлая зала. Действие происходит в подземном царстве, куда каким-то образом угодила Венера. Венера - певица в белом трико и в маске. Плутон - огромная маска с подвижными глазами и ртом, из которого торчит пара гнилых зубов (ведь он очень стар). Маска открывает рот точь-в-точь, как делает это вокалист; постепенно возникает ощущение, что маска поет сама. Далее по сюжету появляются Призраки. Актеры одеты в юбки на кринолинах, но все расстояние от талии до темени перекрыто масками, а руки - человеческие, маленькие. Они подносят к губам чашки, стригут ногти, причесывают пудреные парики. Опять же, все это вместе очень смешно - ровно до тех пор, пока Плутон не погонит жалких старух обратно во тьму. Маски, которые только что казались безобразными, благодаря чуть измененным ракурсу и свету на наших глазах превращаются в страдальческие лики.
Сочинения Монтеверди не ироничны: они серьезны. Но все же они предназначены для сцены, а в театральном смысле эти мадригальные оперы устарели. Варнас вернул их на современную сцену. К финалу обеих опер приходишь совершенно по-монтевердиевски - весь в слезах, в любви, и в эстетическом блаженстве.
Куклы делала совсем молодая художница из Вильнюса, но ее работа - высший пилотаж: сложно сделать маску так, чтобы она меняла выражение лица. Актеры только что выпустились с драматического факультета, а кукол ведут профессионально - и это тоже сложно: одно неточное движение - и все пропало. Музыкантов собрали с бору по сосенке: тут и литовцы, и эстонцы, и латыши. В барочном аутентичном ансамбле выделяются голоса клавесина, виолы ди гамба, виолончели. Еще один инструмент выделяется зримо - это теорба, разновидность лютни с длиннейшим, чуть ли не в человеческий рост, грифом. Играет на теорбе двухметровый музыкант из Германии.
Впечатлениями от спектакля с Радио Свобода поделились солист Большого балета Николай Цискаридзе и актриса театра Фоменко Наталья Курдюбова.
Николай Цискаридзе:
- Наверное, когда создавались эти произведения, это все было вместе - и опера, и куклы, и балет; придворное искусство. Смотреть все это в обыкновенном театре сейчас, наверное, было бы скучно. Но в той форме, которую мы увидели, с таким тонким юмором, - это очень интересно.
Наталья Курдюбова:
- Праздник! Квинтэссенция театра. Допьяна насмотрелась.
Фото: официальный сайт премии "Золотая маска"
Литва - страна театральной аномалии. Количество выдающихся режиссеров там просто невероятно. К известному списку – Някрошюс, Карбаускас, Туминас – стоит добавить имя Гинтараса Варнаса, автора спектакля "Мадригальные оперы". Строго говоря, это не оперы, а их "зародыш": вокально-драматические сцены, раннее барокко, 1638 год.
Изначально они были созданы только для певцов, инструментальные партии написал руководитель "Banchetto musicale " Дарюс Стабинскас. Литературная основа заимствована из старинных сюжетов. Сочинения эти - вполне светские по форме, лирические по содержанию - религиозны по сути своей. Тексты морализаторские и очень наивные. Для воплощения есть два варианта: или концертное исполнение, или – если речь идет о театре - нечто новаторское. Варнас и художник Юлия Скуратова пошли по второму пути.
В спектакле действуют певцы и куклы. Дух отделен от плоти: голоса - души, куклы - тела. "Поединок Танкреда и Клоринды" идет на фоне черного задника. В нем, на самом верху, - большая прорезь: там расположились музыканты и певцы. А внизу, на сцене - куклы-рыцари. Ими управляют актеры, одетые в черное. Об их присутствии только догадываешься. Один ведет руку, другой - ногу и так далее. Поэтому рыцари умеют разваливаться на части: туловище отдельно, меч отдельно, голова отдельно. До поры до времени зрители смеются, но в какой-то момент части тел застывают в воздухе, - и картина напоминает "Гернику". А потом, когда Танкред снимет шлем с соперника и выяснит, что дрался с красавицей Клориндой, певцы незаметно спустятся на сцену. И мы увидим кукольные тела - в латах, но с человеческими лицами. Куклы становятся людьми, когда разговор заходит не о войне, а о любви.
Второе действие, "Балет неблагодарных"- белое. Оркестр по-прежнему наверху, внизу - светлая зала. Действие происходит в подземном царстве, куда каким-то образом угодила Венера. Венера - певица в белом трико и в маске. Плутон - огромная маска с подвижными глазами и ртом, из которого торчит пара гнилых зубов (ведь он очень стар). Маска открывает рот точь-в-точь, как делает это вокалист; постепенно возникает ощущение, что маска поет сама. Далее по сюжету появляются Призраки. Актеры одеты в юбки на кринолинах, но все расстояние от талии до темени перекрыто масками, а руки - человеческие, маленькие. Они подносят к губам чашки, стригут ногти, причесывают пудреные парики. Опять же, все это вместе очень смешно - ровно до тех пор, пока Плутон не погонит жалких старух обратно во тьму. Маски, которые только что казались безобразными, благодаря чуть измененным ракурсу и свету на наших глазах превращаются в страдальческие лики.
Сочинения Монтеверди не ироничны: они серьезны. Но все же они предназначены для сцены, а в театральном смысле эти мадригальные оперы устарели. Варнас вернул их на современную сцену. К финалу обеих опер приходишь совершенно по-монтевердиевски - весь в слезах, в любви, и в эстетическом блаженстве.
Куклы делала совсем молодая художница из Вильнюса, но ее работа - высший пилотаж: сложно сделать маску так, чтобы она меняла выражение лица. Актеры только что выпустились с драматического факультета, а кукол ведут профессионально - и это тоже сложно: одно неточное движение - и все пропало. Музыкантов собрали с бору по сосенке: тут и литовцы, и эстонцы, и латыши. В барочном аутентичном ансамбле выделяются голоса клавесина, виолы ди гамба, виолончели. Еще один инструмент выделяется зримо - это теорба, разновидность лютни с длиннейшим, чуть ли не в человеческий рост, грифом. Играет на теорбе двухметровый музыкант из Германии.
Впечатлениями от спектакля с Радио Свобода поделились солист Большого балета Николай Цискаридзе и актриса театра Фоменко Наталья Курдюбова.
Николай Цискаридзе:
- Наверное, когда создавались эти произведения, это все было вместе - и опера, и куклы, и балет; придворное искусство. Смотреть все это в обыкновенном театре сейчас, наверное, было бы скучно. Но в той форме, которую мы увидели, с таким тонким юмором, - это очень интересно.
Наталья Курдюбова:
- Праздник! Квинтэссенция театра. Допьяна насмотрелась.
Фото: официальный сайт премии "Золотая маска"