Сто лет назад в Государственной Думе были совсем другие лица

Заседание Государственной Думы Российской Империи 4-го созыва, 1917 год. [Фото — <a href="http://www.museum.ru/N26292" target="_blank">Музеи России</a>]

В Москве в Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка «Портреты депутатов Государственной Думы Российской империи 1906-1917 годов». Выставка приурочена к славной дате, которую отмечают в эти дни, столетию российского парламентаризма.


В отличие от официальных торжеств, которые пройдут в Петербурге, в Таврическом дворце, и где особый акцент, несомненно, сделают на преемственности демократической традиции, в московском музее помнят: традиция-то, едва начав складываться, оказалась надолго прерванной. Советские выборы и советские законодательные органы — не в счет.


На выставке — никакой переклички с днем сегодняшним, никакого сравнения парламентариев царской России с депутатами России посткоммунистической нет. Вот, разве что, один элемент экспозиции выбивается из общей картины. О нем сочла нужным упомянуть Тамара Казакова: «Чтобы все же каким-то образом связать прошлое и настоящее, мы здесь демонстрируем фильм, который рассказывает об очень сложном пути России, пути к парламентаризму. Этот фильм был подарен нашему музею Государственной Думой».


Тратить время на просмотр этого пропагандистского ролика не стоит. Лучше повнимательнее присмотреться к редкостным экспонатам. Все — из фондов музея. Закончится выставка — снова надолго окажутся в запасниках.


Сразу при входе сталкиваешься с малоизвестным портретом депутата IV Государственной Думы Керенского кисти Ильи Репина. Еще несколько портретов написал Исаак Бродский, любимыми моделями которого после 1917 года стали большевистские вожди. Однако, едва ли не большая часть изображений — это карикатуры и шаржи. И вот пояснения вице-президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а в прошлом — депутата Верховного Совета, Владимира Исакова: «На первую Государственную Думу тогда, в 1906 году, обрушилась буквально волна общественных ожиданий. Опубликованы в материалах телеграммы, которые люди слали в адрес Государственной Думы. Когда читаешь эти телеграммы, поражаешься, насколько противоречивыми были ожидания: одни клеймили безбожие, рядом телеграмма "Долой клерикализм, свобода совести, долой засилье поповщины". Навести порядок, освободить репрессированных из тюрем, дать землю, наоборот, не давать землю, покончить с вопросами передачи земли, собственно, ключевой вопрос первой Государственной Думы, который и послужил причиной ее роспуска. Вот эта волна противоречивых ожиданий была обрушена на Государственную Думу. Мог ли парламент в этой ситуации эти проблемы разрешить? Не будем наивными. Конечно, в тех условиях, первые ростки такой альтернативной власти, не бюрократической власти, не были пригреты вниманием. Появились карикатуры, появились ядовитые стихи в адрес Государственной Думы. Можно ли было ожидать, что первые шаги парламентаризма дадут образец высочайшей культуры? Да, в Думу была избрана профессура, цвет тогдашней профессуры, московской, петербургской. Но было избрано очень много простых людей, крестьян, купцов, которые, конечно, выглядели нелепо и попадали под ядовитые, острые перья тогдашних журналистов, которые хлестали будь здоров на страницах газет».


Карикатуры печатались сериями, нередко на почтовых открытках. В одной из витрин разложены карточки, на которых — обобщенный образ депутата, представляющего то или иное сословие, ту или иную политическую партию. Здесь никого не пощадили, но одна картинка — особенно злая: юное существо в картузе, с глазками-щелочками и свиным пятачком на бегу разбрасывает прокламации, подпись – «революционер».


Еще на выставке представлены карикатуры на конкретных людей. К примеру, на Владимира Дмитриевича Набокова, отца знаменитого писателя, автора «Лолиты» и «Защиты Лужина». Впрочем, это узнаваемое, несколько одутловатое, лицо можно увидеть и на фотоснимках. Говорит Надежда Царева, куратор выставки «Портреты депутатов Государственной Думы Российской Империи»: «На этой фотографии мы можем видеть Владимира Дмитриевича Набокова, он один из лидеров Партии кадетов, депутат первой Государственной Думы. Это он вместе со своим коллегой Алексеем Федоровичем Малатиным. На этой выставке мы постарались найти какие-то такие стороны в жизни, в кулуарах, то, что называют кулуары Государственной Думы. Вот мы депутатов в саду Таврического дворца, даже выложили мы газеты, где вы можете увидеть депутатов в домашней обстановке».


Но самые любопытные снимки не эти, приватные, и не парадные (их тоже в избытке), а фотографии, имеющие отношение к так называемому "Выборгскому воззванию". Рассказывает Татьяна Свитенко, автор научной концепции выставки: «181 подписей членов Государственной Думы стоит под "Выборгским воззванием". Когда было официально объявлено 8 июля 1906 года, что Государственная Дума прекращает свое существование, в Выборге собрались члены первой Государственной Думы и подписали обращение к народу, которое называлось "Народу от народных представителей". В нем они призывали отказаться исполнять всеобщую воинскую повинность и отказаться от уплаты налогов в знак протеста роспуска Думы. Все подписавшие члены на три месяца попали в тюрьму».


Вот около входа в тюрьму они и сфотографировались на память. Снимков два. На одном депутаты подъехали к воротам «Крестов» в пролетке — отнюдь не в «воронке́»! На другом запечатлены те, кто пришел пешком. Добротно одетые господа, при галстуках и в цилиндрах, встали чинным полукругом, чтобы никто никого не заслонял, и спокойно позируют перед объективом. Жандармов не видно, зато в кадр попала маленькая девочка, должно быть, чья-то дочка пришла проводить папу.


Пройдут считанные годы, и этих людей (за исключением тех, кто успел эмигрировать, разумеется) будут ожидать куда более строгие наказания.