Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.
Александр Гостев: Императорский дом Романовых пытается добиться реабилитации царской семьи - семьи Николая II . Великая княгиня Мария Владимировна подала в суд с требованием признать незаконным решение Генеральной прокуратуры России, отказавшей в реабилитации. Суд также должен решить, подвергалась ли императорская семья политическим репрессиям. В сентябре этого года в Санкт-Петербурге пройдет церемония перезахоронения останков императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III и матери Николая II.
Максим Ярошевский: В Тверском суде вчера прошла досудебная подготовка перед началом слушаний по делу между императорским домом Романовых и Генпрокуратурой. Адвокат канцелярии главы российского императорского дома предоставил суду копии архивных документов, на основе которых защита намерена доказать, что члены царской семьи подверглись репрессиям со стороны большевиков. Говорит адвокат Герман Лукьянов.
Герман Лукьянов: Главное, в чем расходятся глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна и генеральный прокурор Российской Федерации, состоит в том, что великая княгиня Мария Владимировна считает, что царская семья была расстреляна 17 июля 1918 года - Генеральная прокуратура Российской Федерации считает, что никаких политических репрессий в отношении членов царской семьи не было. Прокуратура, вероятно, считает, что царская семья не содержалась под стражей, не была лишена избирательных прав, как класс эксплуататоров, который был декларирован в коммунистических резолюциях того времени.
Максим Ярошевский: Представители прокуратуры вчера в Тверской суд так и не явились. По словам Германа Лукьянова, ответчики предоставили суду всего две страницы возражений - первую и последнюю. На деле же их должно быть 92.
Герман Лукьянов: Хотелось бы конечно увидеть, потому что были представлены выписки из постановления, но самого постановления о прекращении этого дела не было представлено. Это очень важный и существенный момент - почему Генеральная прокуратура Российской Федерации не представила весь текст этого постановления в судебное заседание. Было бы интересно всем увидеть - и суду, и всему миру, - к каким выводам пришло следствие, изучая, расследуя это дело с 1993 по 1998 год. То есть пять лет следствия - и какие результаты, мы не знаем.
Максим Ярошевский: Вчера же суд назначил дату первых слушаний по делу о реабилитации последних Романовых. Они пройдут 24 мая. Правомерна ли позиция прокуратуры, которая отказывается реабилитировать членов царской семьи? Об этом и других аспектах отношений к последним Романовым в современной России Радио Свобода рассказывает историк Андрей Зубов.
Андрей Зубов: Безусловно, другого мотива, кроме политического, в убийстве царской семьи просто не было. Летом 1918 года разворачивалось наступление адмирала Колчака на Сибирь. И невозможно было бы предполагать, что освобождение Романовых, скажем, Колчаком не привело бы к усилению "белого" движения. После октябрьской революции резко изменились настроения в обществе. Если до этого общество было в целом антимонархично, то после бесчинств большевиков очень многие стали вновь склоняться к монархии и жалеть о том, что царь отрекся от престола. Не надо забывать, что лето 1918 года - это еще существующая Германская империя и еще продолжающаяся борьба между Германией и союзниками на Западном фронте. Германии легко было бы заполучить к себе Николая II , его бы выдали большевики. Можно было включить это в условия Брестского мира, но ничего подобного Германия не сделала. Опять же совершенно ясно, что и Германии в какой-то степени было важно уничтожение Романовых, потому что это значило бы уничтожение возможности возрождения России как военного противника Германской империи. Есть немало сейчас исторических свидетельств о том, что Германия активно побуждала большевиков к тому, чтобы покончить с императорской фамилией тем или иным образом. Это убийство, безусловно, имело политический характер.
Во всех странах после коммунистического блока, в которых существовала традиционная монархия, - в Венгрии, Сербии, Болгарии, Румынии и в России, у нас намного меньше, а в этих странах, южноевропейских, намного больше, - монархические настроения. В принципе, предоставление прав юридического лица бывшей династии, возвращение ей какой-то части собственности, как произошло это в Сербии и в Румынии, я думаю, вполне было бы приемлемо и в России.
Даже невзирая на это, желание самой императрицы Марии Федоровны до последних дней ее жизни было - когда рухнет власть большевиков, чтобы ее перенесли к телу ее горячо любимого ею мужа, императора Александра III . Если мы действительно просто человеколюбивое общество, если мы выполняем последнюю волю умерших, то понятно, что то, что просила императрица, мы должны исполнить не как волю императрицы, а как последнюю волю просто умершего человека.
Максим Ярошевский: Церемония перезахоронения останков императрицы Марии Федоровны пройдет в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.