Кто заменит Константина Сарсанию?

Мария Шарапова - одна из множества спортсменов, имеющих контракт с компанией IMG

Константин Сарсания был первым агентом ФИФА – в те годы, когда он начинал деятельность именно так называлась его должность, а сейчас она носит название «агент РФС». И, в общем-то, по количеству игроков, по громким именам – самое известное из них в последнее время – это Александр Кержаков, например, первую позицию Сарсании никто не оспаривает.


Недавно Константин Сарсания сделал несколько громких заявлений и по телевидению – в программе «Футбол России», и в прессе – в частности, в газете «Известия», где он сказал, что чувствует в себе силы тренировать профессиональную команду. И вот его команда «Академика», в которой есть футболисты разных возрастов, в том числе и вполне взрослые футболисты, она выступает во втором дивизионе профессиональной футбольной лиги, он занял должность тренера. Но это что означает с точки зрения его статуса агента? Он приостановил лицензию – не отказался от нее, а лишь приостановил. Что это означает? Если человек занимается тренерской деятельностью, он не имеет права параллельно заниматься агентской деятельностью. Соответственно, встает вопрос: а как быть с его клиентами? А его клиенты – это футболисты. Он с ними работает, устраивает им контракты, получает агентское вознаграждении: если это разовая сделка, то оно может доходить до 15%, а в отдельном случае, если владельцем трансфертного сертификата является сам агент, то это может быть и вся сумма за проданного игрока. Если же он просто помогает игроку составить контракт, то вознаграждение составит 15%, как я уже говорил, от разовой сделки или, если игрок имеет эксклюзивный контракт с агентом, то агент получает 10% от годовой зарплаты опекаемого им игрока. Так вот, у Константина Сарсании было примерно 30 игроков. Хотя злые языки говорят, что игроки кончились и остались лишь Кержаков и Малафеев из питерского «Зенита». Я думаю, что это неправда, половину «Зенита» Сарсания снабдил игроками, а также доброй половиной игроков, если не больше, казанский «Рубин». Игроков у него хватает, их около 30, но самые знаменитые – действительно, Кержаков и Малафеев. И кто же теперь будет претендовать на наследство «испанской короны»? Естественно, дело это серьезное – продажа бизнеса, большие деньги, поэтому Сарсания, как опытный человек, никогда об этом публично не скажет. Поэтому приходится обходиться слухами. А слухи эти таковы: есть агенты-одиночки, которые хотели бы договориться с Сарсанией по конкретным игрокам. Что, в общем-то, может быть интересно этим агентам, но не думаю, что интересно самому Сарсании. Если уж он уходит, и у него есть определенные амбиции тренерского порядка, ему выгоднее избавиться от всего этого наследия оптом. Есть предложение от Германа Ткаченко, который оправился от моральной травмы, которую ему нанесло крушение его карьеры в качестве президента «Крыльев Советов». Создал он свое спортивное агентство, и тоже делал какие-то предложения по поводу покупки бизнеса Сарсании. Но, по-моему, они не договорились.


Наиболее реально соглашение между Константином Сарсания, даже не как агентом, а как хозяином агентства, и всемирно известной компании I MG , которая в свое время владела правами на телевизионные трансляции российской футбольной премьер-лиги. Это очень известная компания, она занимается не только организацией соревнований и не только ведет контракты игроков, но и вообще широко известна в телевизионном мире. Процитирую из газеты «Известия» имена спортсменов, которые пользуются услугами I MG : Мария Шарапова, хоккеисты Сергей Федоров, Александр Могильный, Евгений Малкин, а также Дженнифер Каприати, Роджер Федерер, Венус Уильямс, великий футболист Роналдо из «Реала», Михаэль Шумахер, Формула-1, и великий гольфист Тайгер Вудс. Эти переговоры в довольно затяжном режиме идут. Я думаю, что, скорее всего, договор все-таки будет подписан с I MG , потому что это и наиболее солидный с точки зрения финансовых возможностей и с точки зрения многих других параметров партнер, который мог бы выкупить бизнес, который господин Сарсания довел до весьма серьезных, а по российским меркам – так вообще до гигантских масштабов.