Основные мероприятия российско-германского саммита в Томске ожидаются сегодня. В ходе переговоров Ангелы Меркель и Владимира Путина, прибывших в Томск накануне, планируется подписать несколько важных российско-германских соглашений. Есть вероятность, что во время саммита будет подписано соглашение между «Газпромом» и BASF об обмене активами в рамках освоения Южнорусского месторождения в Западной Сибири.
А в среду в Томске российский президент лично открыл первую в России особую экономическую зону. Это произошло после совещания с сибирскими губернаторами, на котором нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан неожиданно решили отодвинуть от Байкала.
Проекта строительства нефтепровода и раньше вызвал резкие протесты экологов, ведь по нему труба ВСТО проходит в 800 метрах от озера Байкал, и любая авария грозила бы региону экологической катастрофой. Выслушав доклад академика Лаверова, президент попросил главу «Транснефти» Семена Вайнштока строительство начать, но в районе Байкала все же маршрут трубопровода отодвинуть севернее на 40 километров.
По мнению пресс-секретаря российского отделения «Гринпис» Евгения Усова, хорошо, что высшая власть страны прислушалась к десяткам, а может быть, сотням тысяч людей, среди которых были ученые и экологи. «Мы это решение рассматриваем как очень позитивный шаг. Но это не окончательно. Так как нужно понимать, что если мы говорим именно о 40 километрах, то этого может быть недостаточно не только с точки зрения устранения угрозы для Байкала, но даже, как это ни странно, может быть, будет от нас слышать, с точки зрения экономики. Нефтепровод надо прокладывать там, где это наиболее безопасно и наиболее приемлемо. Может быть, это будет 80 километров, и подобные варианты прокладки уже были, "Транснефть" их просчитывала, рассматривала», - говорит эколог.
Завершить работу по вводу нефтепровода в эксплуатацию планируется к концу 2008 года. Первый этап строительства обойдется в сумму, превышающую 6,5 миллиарда долларов. По словам Семена Вайнштока, по всей длине трубопровода будут установлены тысячи сейсмодатчиков, которые в случае опасности заблокируют прокачку нефти. Экологи предлагают другой вариант.
По словам Евгения Усова, было бы гораздо проще делать подземный трубопровод, и экологи это одобрили бы, «так как специалисты говорят в последние дни очень много о том, что труба, проложенная под землей, при землетрясениях не рвется. И ради бога, очень хорошо, пускай прокладывают там, где действительно трубу можно нормально закопать, не тратя на это какие-то громадные ресурсы».
Заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает сегодняшнее решение президента реакцией на многочисленные митинги, акции протестов против строительства трубопровода, которые организовывали экологи, оппозиционные партии и общественные движения.
«Конечно, решающее значение сыграли протесты экологической общественности, - говорит политик. - Партия "Яблоко" тоже принимала активное участие в этом. И мы считаем этой победой гражданского общества. Но самое главное, что Байкал будет спасен… Все такие крупномасштабные проекты основаны на неких политических решениях, поэтому в данном случае это абсолютно политическое решение».
Намеченная на сегодня встреча двух правительств (с германской стороны - восемь министров) при участии представителей крупного бизнеса (в немецкой делегации - 20 промышленников) обещает быть непростой. Понятно, что при всем желании Ангелы Меркель укрепить стратегическое партнерство с Россией обсуждения спорных и неудобных тем не избежать, и тем этих немало. И все же обе стороны ясно понимают, что стратегическому партнерству России и Германии альтернативы нет. Торговый оборот между странами вырос в 2005 году, согласно российским источникам, на 38,2% и достиг рекордной отметки в 26 миллиардов евро.