О предыстории саммита в Томске обозреватель Радио Свобода Мумин Шакиров побеседовал с руководителем Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владиславом Беловым.
- Это уже второй приезд федерального канцлера в Россию после ее победы на последних выборах в Германии. Почему эта встреча проходит не в Москве, а в Томске?
- Это давняя история. Господин Кресс договорился в свое время с господином Путиным о том, что очередная встреча на высшем уровнем между Германией и Россией будет проходить в Томске. Томск в то время отпраздновал 400-летие. Предполагалось провести такую встречу с канцлером Шредером, но, как известно, его решение в мае 2005 года досрочно переизбираться перечеркнуло эти планы. Тем не менее госпожа Меркель пошла на поддержку этой договоренности, и встречу, которая планировалась на сентябрь 2005 года, перенесли сначала на март 2006 года, потом на апрель. Я думаю, это было правильное решение: Томск – один из типичных сибирских регионов, который обязательно надо было увидеть и госпоже Меркель и сопровождающим ее лицам.
- Какие вопросы намерена поставить перед Россией немецкая сторона и нет ли трений между давними экономическими партнерами?
- Что касается германской стороны - здесь основная нагрузка на то, чтобы в рамках первого официального визита подтвердить преемственность отношений, подтвердить преемственность всех договоренностей, ну и опять же, постараться поддержать немецкий бизнес. По крайней мере, заявлено, что будут вестись переговоры по авиакосмической промышленности, по логистике, по транспорту, по энергетике - по тем отраслям, которые являются опорой нашего сотрудничества. Что касается каких-либо далеко идущих предложений со стороны немецкого правительства - я думаю, что здесь нам не стоит чего-либо ожидать. Со стороны бизнеса это, наверное, давно ожидаемые соглашения - Североевропейский газопровод и Южнорусское месторождение, а также какие-то договоренности между «Российскими железными дорогами» и «Дойче Банном».
- В газовых отношениях нет никаких темных пятен? То есть Германия спокойно относится к тому, что Россия будет строить трубу в направлении Китая?
- Германия занимает здесь именно проевропейскую позицию. Есть опасения, что у России не хватит стратегических запасов газа, что Западная Сибирь будет работать не только на Европу, но и на Китай. Я думаю, что в рамках переговоров - и с «Газпромом», который сделал достаточно неосторожные высказывания относительно доступа к конечным распределительным сетям - будут вестись разъяснения. Потому что и Европа, и Германия, и Россия - это стратегические партнеры, и здесь не может быть каких-либо недомолвок, которые возникали в последнее время.
- После того, как Ангела Меркель стала канцлером Германии, было много разговоров о том, что теперь она будет больше смотреть в сторону США и меньше на Восток. На ваш взгляд, такая теория имеет право на существование или все-таки Меркель - это прагматичный политик, который не будет делить мир на Запад и Восток?
- Это прагматичный политик, который вынужден был в рамках предвыборной кампании смещать акценты в сторону трансатлантизма. Который был вынужден в рамках своей восточной политики говорить о необходимости учета интересов малых стран Центральной и Восточной Европы. Который вынужден был говорить о том, что российско-германские отношения должны быть встроены в самые различные интересы, как Германии, так и Европы. На мой взгляд, это не более чем дипломатические оговорки, высказывания, установки. На самом деле, что касается российско-германских отношений - их стратегический характер объясняется объективными факторами, неподвластными субъективным решениям. Германия - крупнейшее хозяйственное пространство на западе Европы, Россия - крупнейшее хозяйственное пространство на постсоветском пространстве, соответственно, и у той и у другой стороны есть сравнительные преимущества, которые они реализуют. Именно это выводит наши отношения в экономике на первый план.
- Ангелу Меркель волнуют другие проблемы? К примеру, права человека? Ей это интересно и будет ли она касаться этих вопросов?
- Да, это обязательство, которое Ангела Меркель взяла перед своими избирателями: постоянно высказывать конструктивную критику в адрес России, в адрес Владимира Путина в том, что касается прав человека. Во время своего первого рабочего визита 16 января этого года она это подтвердила, встретившись в посольстве с представителями различного рода организаций.