Театр как антикризисное убежище

Глава СТД Александр Калягин поздравил коллег с праздником

Сегодня - Международный день театра. Это праздник с довольно большой историей: он отмечается с 1961 года. Накануне праздника Союз театральных деятелей России пригласил к себе старейшин цеха - знаменитых актеров и режиссеров.

Собрались люди, которые в представлениях не нуждаются: Владлен Давыдов и Ия Савина, Юлия Борисова и Владимир Этуш, Светлана Немоляева и Александр Лазарев, Владимир Андреев и Ирина Мирошниченко, Армен Джигарханян и Вера Васильева... Поздравил всех глава СТД Александр Калягин. Подняли по бокалу за дело, которому служат, поели маленьких вкусных пирожных, расцеловались. Времена тяжелые, но жаловаться не стали даже руководители театров.

- Про то, что печально и настораживает, - об этом знают все, - говорит Владимир Андреев, худрук театра имени Ермоловой. – Скажу о том, что помогает жить. Я сейчас по-товарищески расцеловался со своим другом Сашей Калягиным – это уже хорошо: ведь видимся не каждый день. После этого я поеду к своим студентам, которые, как ни странно, хотят заниматься этим непонятным делом; это тоже хорошо. А еще я несколько дней назад на учебной сцене Российской академии театрального искусства вместе со своими учениками отважился сыграть Гауптмана, "Перед заходом солнца". И сейчас ко мне подошел Леонид Хейфиц, который в свое время делал это с Царевым в Малом театре, и сказал мне хорошие слова. Поэтому я со всей ответственностью вам заявляю, что жить все-таки хочется. Жить и заниматься этим делом, независимо ни от чего.

- Ничего не хочется говорить, потому что театр надо видеть, - уверен Армен Джигарханян. - Кормить театр должно государство. Русский театр - это крепостной театр; крепостному театру нужен хозяин, который кормит своих артистов. Театр - очень грубое учреждение. Я, например, люблю площадной театр, я люблю сильный театр. Мы должны научить заниматься любовью - вот что должен делать театр…

Чуть расстроен Николай Губенко - но не отсутствием денег, а разобщенностью цеха:

- Понятие "вместе" значительно производительнее, чем понятие "отдельно".

- Но внутри самого театра все в порядке?


- Пока, слава богу, мы вернулись на круги свои. В 1990-х мы прошли пустые залы. Мы прошли Хлестакова, писающего со сцены. Прошли секс-экстазы, думая, что это основа основ всей жизни. И - вернулись к мысли, вернулись к содержанию. Не будем называть это реализмом, Станиславским, Мейерхольдом – нет, мы будем говорить о том, что содержание сейчас привлекательно для зрителя, и не только для взрослого, но и для малышни. В театре у меня очень много сказок. Но я мечтаю еще сделать кукольный театр на маленькой сцене. Малышня будет приходить, с детства впитывать в себя хорошее слово, драматургию. Потом они перейдут на взрослые спектакли - и будут жить вместе со своими соотечественниками: Чеховым, Толстым, Достоевским, Гоголем. Разве это плохая жизнь?

Примерно о том же говорит и глава СТД Александр Калягин:

- Сейчас меня все время спрашивают: а что в театре сейчас, как ходят, пойдут ли в театр? Я глубоко убежден, что в театр сейчас ходить будут больше и больше. Я это вижу и по своему театру, и по многим другим театрам. Театр - это спасительное убежище, в котором можно даже пережить кризис. Потому что, в конце концов, хлеб будет. И колбаса будет.

* * *
Сейчас Союз театральных деятелей борется за прибавки к пенсиям народным артистам. Надо было позвать чиновников, чтобы они посмотрели на тех, на кого не хватает средств. С другой стороны, если бы посмотрели, то может, никогда бы денег и не дали: выглядят наши старшие великолепно.