Генпрокуратура приступила к зачистке таможни

«Компьютеру взятку не дашь». Руководство таможенной службы России надеется, что информационные технологиии очистят ведомство от мздоимцев

После того, как президент РФ Владимир Путин заявил, что таможня «слилась в экономическом экстазе» с бизнесом, в охоте на новую разновидность «оборотней в погонах», похоже, с удовольствием объединились Генеральная прокуратура, МВД и ФСБ. Уголовные дела против коррумпированных таможенников начали возбуждать по всей России. Недобросовестных чиновников хватают в Москве, Петербурге и других российских регионах. По мнению аналитиков, правоохранители в Приморском крае превзошли самих себя, обезглавив все руководство местной таможни. В минувшие выходные были взяты под стражу начальник Дальневосточного таможенного управления Эрнест Бахшецян и его первый заместитель Александр Воробьев.


Руководство Федеральной таможенной службы России несколько обескуражено разрекламированным началом новой кампании по борьбе с коррупционерами. Здесь никогда не отрицали, что проблема коррупции в таможенных органах существует, но отделы собственной безопасности, по мнению ФТС, борются с ней намного эффективней прокуратуры или милиции. Как говорит начальник пресс-службы ФТС России Ирина Скибинская, в 2005 году по материалам подразделений службы собственной безопасности ведомства против сотрудников таможенных органов возбуждено 530 уголовных дел. Это составляет 80% всех уголовных дел, возбужденных в таможенной сфере. С начала текущего года подразделения собственной безопасности возбудили уже 218 уголовных дел, другие правоохранительные органы - 16. «Возникает вопрос: кто эффективно борется с коррупцией в таможенных органах? Ответ очевиден: подразделения собственной безопасности таможенных органов», - считает г-жа Скибинская.


В принятой недавно концепции развития таможенных органов России борьба с коррупцией в собственных рядах названа одной из важнейших задач.


Сделать эту борьбу эффективной, по словам чиновницы, позволит повсеместное внедрение информационных технологий, в принципе исключающее контакт таможенника с участником внешнеэкономической деятельности: «Как мы любим говорить, компьютеру взятку не дашь. Это, в частности, установка инспекционно-досмотровых комплексов на границах РФ. Эта работа ведется планомерно».


У таможенных брокеров свой взгляд на проблему. Так, например, в региональной Ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» считают, что эффективнее бороться с коррупцией на таможне позволило бы внесение ряда изменений в законодательство.


«Этот “ экстаз ” между бизнесом и государством в лице госучреждений свойственен всей нашей неокрепшей экономике в целом, - говорит директор ассоциации Роман Козлов. - Коррупция на таможне не является каким-то примечательным явлением. В любой сфере есть лица, которые ставят личные финансовые интересы превыше должностных обязанностей, поэтому часто процветают на таможенных пунктах пропуска “ серые ” схемы таможенной очистки товара, которые, как правило, осуществляются "серыми" брокерами. Это вина законодателя. Во-первых, здесь нет реальных преимуществ для профессиональных участников рынка в лице таможенных брокеров. Услуги предоставляются "серыми" брокерами за меньшую плату, с нарушениями, и самое главное, без какой-либо ответственности. Второй важный момент - это вопросы таможенной стоимости и кодификации товаров, которые позволяют вольности в трактовании, что, соответственно, несет за собой неизбежные злоупотребления со стороны должностных лиц».


Для наблюдателей очевидно, что правоохранительные органы взялись за таможенников после того, как президент России Владимир Путин потребовал от правительства навести порядок на пунктах пропуска на границе, разделив работу таможенных органов и деловых структур. Впрочем, в Генеральной прокуратуре уверяют, что никакой кампании против таможенников не ведется. По словам одной из сотрудниц пресс-службы этого ведомства, с коррупционерами здесь боролись и раньше, просто теперь решили сконцентрировать внимание на деятельности таможни.