Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Михаил Саленков: В Москве открылась очередная выставка, посвященная приближающемуся 200-летию со дня рождения Гоголя. Исторический музей подготовил большую экспозицию, в которой на равных представлены жизненный путь писателя и предметный мир, связанный с героями его произведений. Название выставки "Россия Гоголя". Рассказывает Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева: В произведениях Гоголя много сочных описаний вещей. Их вовек не забудешь. К примеру, вышитого на подушке рыцаря, у которого нос вышел "лестницею, а губы четвероугольником".
Более половины экспонатов показывается на выставке в Историческом музее впервые. Их место в запасниках, но сейчас они пришлись как нельзя кстати. Куратор выставки Наталья Каргаполова выделила для отдельных персонажей отдельные пространства.
Так в точном соответствии с описанием кабинета Ноздрева в одной из витрин сооружен натюрморт из сабель, вышитых бисером и резных чубуков и шелкового халата с феской. Так в память о черевичках, за которыми летал на черте кузнец Викула, выставлены подлинные туфельки Екатерины Второй (оказывается, у нее была совсем маленькая ножка!). Сзади - величественный, бело-голубой с позолотой, макет павильона "Эрмитаж", предоставленный Музеем архитектуры имени Щусева. Наталья Каргаполова подчеркивает:
Наталья Каргаполова: Поскольку Гоголь любил бытовые вещи и видел в них сакральную информацию, у нас каждая витрина наполнена вещами. Не даст соврать, сейчас здесь стоит рядом руководитель монтажной группы Виталий Иванович Соколов, он просто поминал меня недобрыми словами. Почему столько много бытовых вещей?! Потому что все очень сложно монтировать.
Кстати, мы сделали такую композицию. К дуге присоединили колокольчики. Но ведь нельзя к музейной вещи ни сверлить, ни прикреплять. Поэтому был такой ход как бы потайной дуги еще сделать. И там замечательные колокольчики с потрясающими надписями. А рядом знаменитый тот отрывок "О, как чудна ты чудная дорога", и "Птица-тройка".
Лиля Пальвелева: У вас здесь много костюмов. В одной витрине они выставлены как в театре на поклон перед рампой. Это был такой осознанный прием? По какому принципу подбирались костюмы?
Наталья Каргаполова: Принцип опять же - произведения Гоголя. Провинциальный юноша очутился на Невском проспекте. Ужаснулся. Вспомните: "Не верьте этому Невскому проспекту. Я всегда закутываюсь в плащ, когда прохожу по нему". Там как раз плащ. И рядом те костюмы, о которых писал Гоголь. Например, лакейская ливрея. "Помните ли вы того лакея, который смотрит на вас мопсом?". Затем та барышня, та прекрасная незнакомка, за которой побежал художник Пескарев? "Трепетное создание в белом". Затем вы видите чиновников, спешащих в должность. Военных, щеголявших на Невском проспекте своей выправкой и нарядами. А почему они выставлены как перед рампой? Да потому что у нас еще и театр. Это маски.
Лиля Пальвелева: Самое же главное - Историческому музею удалось собрать для выставки немалое количество так называемых "меморий", то есть принадлежавших лично Гоголю вещей, а также рукописи. Наталья Каргаполова приводит такие примеры.
Наталья Каргаполова: Заканчивается экспозиция личной подорожной Гоголя, где ему разрешается путешествовать по дорогам России. А рядом конспекты Гоголя из книги Палласа. Почему? Потому что Гоголь хотел всех своих героев отправить в Сибирь для перерождения. Поэтому он тщательно конспектировал Палласа, чтобы героев окунуть в реальную среду.
Лиля Пальвелева: Исторический музей не впервые отмечает гоголевский юбилей. В 1909 году здесь праздновали столетие писателя, о чем свидетельствует сохранившийся старый каталог выставки.
Наталья Каргаполова: Каталог, конечно, без всяких иллюстраций, просто перечень тех вещей. В основном, это рукописи, портреты современников и некоторые мемориальные вещи. И вот эти материалы, которые были на той выставке, они одна из составляющих нашей выставки. Но торжественное собрание было в университете, поскольку Гоголь - почетный член общества университета. Поэтому торжества начались в университете. Конечно, панихида. Затем как всегда заканчивается столом. Практически все рестораны Москвы старались предложить гоголевское меню.
Лиля Пальвелева: Такими были торжества 100 лет назад. Нынешняя выставка и по охвату материала богаче, и каталог ее уже не просто с иллюстрациями. Он существует в двух вариантах - бумажном и электронном.
Михаил Саленков: В Москве открылась очередная выставка, посвященная приближающемуся 200-летию со дня рождения Гоголя. Исторический музей подготовил большую экспозицию, в которой на равных представлены жизненный путь писателя и предметный мир, связанный с героями его произведений. Название выставки "Россия Гоголя". Рассказывает Лиля Пальвелева.
Лиля Пальвелева: В произведениях Гоголя много сочных описаний вещей. Их вовек не забудешь. К примеру, вышитого на подушке рыцаря, у которого нос вышел "лестницею, а губы четвероугольником".
Более половины экспонатов показывается на выставке в Историческом музее впервые. Их место в запасниках, но сейчас они пришлись как нельзя кстати. Куратор выставки Наталья Каргаполова выделила для отдельных персонажей отдельные пространства.
Так в точном соответствии с описанием кабинета Ноздрева в одной из витрин сооружен натюрморт из сабель, вышитых бисером и резных чубуков и шелкового халата с феской. Так в память о черевичках, за которыми летал на черте кузнец Викула, выставлены подлинные туфельки Екатерины Второй (оказывается, у нее была совсем маленькая ножка!). Сзади - величественный, бело-голубой с позолотой, макет павильона "Эрмитаж", предоставленный Музеем архитектуры имени Щусева. Наталья Каргаполова подчеркивает:
Наталья Каргаполова: Поскольку Гоголь любил бытовые вещи и видел в них сакральную информацию, у нас каждая витрина наполнена вещами. Не даст соврать, сейчас здесь стоит рядом руководитель монтажной группы Виталий Иванович Соколов, он просто поминал меня недобрыми словами. Почему столько много бытовых вещей?! Потому что все очень сложно монтировать.
Кстати, мы сделали такую композицию. К дуге присоединили колокольчики. Но ведь нельзя к музейной вещи ни сверлить, ни прикреплять. Поэтому был такой ход как бы потайной дуги еще сделать. И там замечательные колокольчики с потрясающими надписями. А рядом знаменитый тот отрывок "О, как чудна ты чудная дорога", и "Птица-тройка".
Лиля Пальвелева: У вас здесь много костюмов. В одной витрине они выставлены как в театре на поклон перед рампой. Это был такой осознанный прием? По какому принципу подбирались костюмы?
Наталья Каргаполова: Принцип опять же - произведения Гоголя. Провинциальный юноша очутился на Невском проспекте. Ужаснулся. Вспомните: "Не верьте этому Невскому проспекту. Я всегда закутываюсь в плащ, когда прохожу по нему". Там как раз плащ. И рядом те костюмы, о которых писал Гоголь. Например, лакейская ливрея. "Помните ли вы того лакея, который смотрит на вас мопсом?". Затем та барышня, та прекрасная незнакомка, за которой побежал художник Пескарев? "Трепетное создание в белом". Затем вы видите чиновников, спешащих в должность. Военных, щеголявших на Невском проспекте своей выправкой и нарядами. А почему они выставлены как перед рампой? Да потому что у нас еще и театр. Это маски.
Лиля Пальвелева: Самое же главное - Историческому музею удалось собрать для выставки немалое количество так называемых "меморий", то есть принадлежавших лично Гоголю вещей, а также рукописи. Наталья Каргаполова приводит такие примеры.
Наталья Каргаполова: Заканчивается экспозиция личной подорожной Гоголя, где ему разрешается путешествовать по дорогам России. А рядом конспекты Гоголя из книги Палласа. Почему? Потому что Гоголь хотел всех своих героев отправить в Сибирь для перерождения. Поэтому он тщательно конспектировал Палласа, чтобы героев окунуть в реальную среду.
Лиля Пальвелева: Исторический музей не впервые отмечает гоголевский юбилей. В 1909 году здесь праздновали столетие писателя, о чем свидетельствует сохранившийся старый каталог выставки.
Наталья Каргаполова: Каталог, конечно, без всяких иллюстраций, просто перечень тех вещей. В основном, это рукописи, портреты современников и некоторые мемориальные вещи. И вот эти материалы, которые были на той выставке, они одна из составляющих нашей выставки. Но торжественное собрание было в университете, поскольку Гоголь - почетный член общества университета. Поэтому торжества начались в университете. Конечно, панихида. Затем как всегда заканчивается столом. Практически все рестораны Москвы старались предложить гоголевское меню.
Лиля Пальвелева: Такими были торжества 100 лет назад. Нынешняя выставка и по охвату материала богаче, и каталог ее уже не просто с иллюстрациями. Он существует в двух вариантах - бумажном и электронном.