«Иран играет на грани фола, не просчитывая дальнейшие шаги»

Полный распад. Организаторы фестиваля в Мешхеде, на котором президент Махмуд Ахмадинежад объявил о завершении лабораторного цикла обогащения урана, предусмотрительно включали в церемонию танцы с контейнерами, содержащими микроскопическое количество U-235

Сегодня Совет Безопасности ООН приступает к рассмотрению доклада главы МАГАТЭ о ядерной программе Ирана. До сих пор главным заинтересованным сторонам не удалось согласовать свои позиции. США настаивают на введении жестких санкций против Тегерана, Россия и Китай выступают против. Чем может закончиться заседание Совбеза?


Совет соберется через сутки после консультаций в Париже, посвященных все той же проблеме , и завершившихся без видимого успеха. Н акануне этой встречи заместитель государственного секретаря США Николас Бернс заявил, что США не отказываются от поиска мирных путей решения проблемы , но ее участникам (п остоянны м член ам СБ и Германии ) так и не удалось согласовать проект резолюции . О причине неудачи Бернс высказался дипломатично, вновь призвав Россию присоединиться к западным странам в «обуздании» Ирана. По словам заместителя госсекретаря, Америка выступает за принятие Советом Безопасности экономических санкций против Ирана, а заодно и тех государств, которые продают ему оружие и технологии двойного назначения. Последними как раз и являются Китай и Россия.


Директор Никсоновского центра политических исследований в Вашингтоне Пол Сандерс (с ним побеседовал корреспондент Радио Свобода Ян Рунов ) полагает , что Москва пытается выйти из нынешней опасной ситуации с наименьшими потерями для своих отношений и с Тегераном и с Вашингтоном. Такой маневр Пол Сандерс считает «трудновыполнимым, поскольку пока компромисс между Ираном, с одной стороны, и с США и их европейскими союзниками с другой никак не просматривается. Возможно, внутри российского руководства есть различие мнений по иранской проблеме в зависимости от экономических, политических и военных интересов различных групп, но это естественно для любой другой страны».


По мнению эксперта РС, Владимир Путин, для которого крайне важно успешно провести июльское совещание «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, попытается избежать любого обострения, грозящего срывом саммита. Но вот после завершения встречи «существует серьезная опасность углубления трещины в российско-американских отношениях, трещины, которая станет более очевидной».


Заместитель госсекретаря США Николас Бернс подверг критике Россию и другие страны, продающие оружие Исламской Республике. «Сейчас не время вести дела с Ираном, как ни в чем не бывало, - сказал он. - Пришло время для более жестких решений». В итоге в документе, принятом в результате вчерашних переговоров, Иран назван угрозой международному миру и безопасности, однако призыва к экономической изоляции этой страны в нем вновь не содержится.


После неудачи в Париже позиция Соединенных Штатов стала заметно жестче. Постоянный представитель США при ООН Джон Болтон заявилдаже, что Вашингтон может ввести санкции против Тегерана и в одностороннем порядке.


Доклад МАГАТЭ, который обсуждает Совет Безопасности, сводится к констатации того факта , что вопреки требования м мирового сообщества Иран продолжает обогащать уран. Наблюдателям очевидно , что кардинальных решений в Нью-Йорке в ближайшие дни принято не будет - предстоят новые консультации и переговоры.


Насколько далеко готов пойти сам Иран в возможном противостоянии с Западом? Профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская полагает, что у иранских лидеров отсутствует план действий, который предусматривал бы все возможные варианты развития событий. «Мне кажется, что стратегия Ирана сейчас заключается в том, чтобы быть вызовом, заставить прислушаться к себе, произвести впечатление не только на собственное население, но и на арабскую улицу, обозначить особую позицию не только в Персидском заливе, но и в более широком контексте. В этой ситуации им не нужно просчитывать, что именно плохого может сделать для них международное сообщество.


Сейчас ситуация такова, что они ведут игру, а международное сообщество выбирает наименее безболезненные варианты , которые позволяли бы на них воздействовать. Э то игра на гране фола, это блеф в настоящее время. А дальше ... кто знает , сколько времени им потребуется, чтобы выйти когда-то на ядерное оружие, осуществится ли это в нынешних условиях».