"Сургут" просится в Европу

MOL управляет магистральными газопроводами на территории Венгрии

Российский "Сургутнефтегаз" объявил о покупке доли в венгерской компании MOL. Эксперты не исключают, что эта сделка проводиться с подачи российских властей, стремящихся помешать строительству газопровода Nabucco.

"Сургутнефтегаз" покупает 21,2% акций венгерской компании MOL, крупнейшей в стране. Сообщается, что этот пакет будет выкуплен у ее нынешнего основного акционера – австрийской нефтяной компании OMV за 1,4 миллиарда евро, что почти вдвое превышает его текущую рыночную цену. Для "Сургутнефтегаза" это станет первым зарубежным приобретением – до сих пор компания заявляла лишь о намерениях расширять свой бизнес внутри России.

MOL управляет магистральными газопроводами на территории Венгрии. Компания ранее заявляла о своем намерении участвовать в проекте строительства газопровода Nabucco для поставки каспийского газа в обход России в Европу. Кроме того, MOL – крупнейшая нефтеперерабатывающая компания. У нее два крупных завода в Европе, а также разветвленная сеть автозаправочных станций.

Так что же привлекло внимание "Сургутнефтегаза", заставив его платить за акции выше рыночной стоимости, - нефтепереработка или газопроводы?

Аналитик инвестиционно-финансовой компании "Солид" Денис Борисов считает, что, прежде всего, нефтеперерабатывающие мощности:

- Сейчас компания по показателю соотношения перерабатываемой нефти к уровню ее добычи находится в конце длинного списка российских компаний. А заводы, принадлежащие компании MOL, отличаются высокой степенью эффективности.

Однако Денис Борисов уточняет, что эти проекты могут стать реальностью лишь в том случае, если "Сургутнефтегаз" договорится с менеджерами MOL о поставках нефти в Европу. Но такой договоренности пока нет. Сам факт объявления это сделки, отмечает аналитик инвестиционной компании Unicredit Securities Павел Сорокин, стал сюрпризом для менеджмента MOL.

В понедельник, 30 марта, совет директоров венгерской компании сообщил, что между ней и "Сургутнефтегазом" не было и нет стратегических или рабочих отношений, и намерения российской компании ему не ясны. Поэтому руководство MOL полагает, что "Сургутнефтегаз" станет просто финансовым инвестором. Такого же мнения придерживается и Павел Сорокин:

- Как финансовая инвестиция эта сделка может быть весьма выгодна "Сургутнефтегазу". Ведь MOL – это одна из лучших нефтеперерабатывающих компаний в Европе с большим рынком сбыта.

Однако есть аналитики, которые считают, что у этой сделки – политическая подоплека. Они напоминают о роли MOL в реализации проекта Nabucco, который является конкурентом российскому "Южному потоку".

Павел Сорокин, однако, утверждает, что повлиять на участие MOL в Nabucco "Сургутнефтегаз" вряд ли сможет:

- MOL построен таким образом, что никто из его акционеров не может иметь более 10% голосов независимо от той доли, которой владеет. То есть то, что "Сургутнефтегаз" купил 21% акций, не дает ему каких-то существенных управленческих прав. Соответственно, вряд ли он сможет протолкнуть какую-то собственную идею без активного взаимодействия с нынешним менеджментом, который через некоторое количество дружественных компаний владеет более 45% голосов в MOL.

Впрочем, аналитик "Солида" Денис Борисов допускает, что в перспективе "Сургутнефтегаз" может попытаться увеличить свою долю в MOL. Но при этом он напоминает историю нынешнего владельца продаваемого пакета - австрийской компании OMV, которой то же самое сделать не позволили:

- Я не исключаю, что "Сургутнефтегаз" попытается увеличить свою долю в компании MOL, поскольку состав ее акционеров достаточно разношерстный и в него входят, в том числе, небольшие группы акционеров. То есть, он может попытаться докупить акции на рынке. Но здесь есть сложности, связанные с принятыми в Евросоюзе директивами. В ЕС крайне опасаются увеличения доли какого-либо из собственников в MOL.

Таким образом, очевидно, что сделка между "Сургутнефтегазом" и MOL затрагивает интересы не только ее участников.

- Газотранспортная система, которая принадлежит MOL, играет важнейшую роль особенно в будущих перераспределениях потоков газа по Европе, - говорит Денис Борисов. - В этом смысле интересы России, безусловно, совпадают с интересами "Сургутнефтегаза". Однако вопрос, что было первично - интерес самого "Сургутнефтегаза" или интерес России к долевому участию в этой газотранспортной системе, он остается открытым. Здесь, мне кажется, очевидно лишь то, что эти интересы совпадают.

Сообщается, что сделка по покупке "Сургутнефтегазом" пакета акций венгерской MOL будет закрыта в ближайшие дни. Причем разрешения европейских регуляторов на ее проведение не требуется.