Ходорковский ценит Путина как свидетеля

Ходорковский, Лебедев и их адвокаты заявили ходатайство о вызове Путина в суд в качестве свидетеля

В Хамовническом суде Москвы, куда передано новое дело против бывших совладельцев компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, проходят слушания по существу предъявленных прокуратурой обвинений.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Начало заседания по делу ЮКОСа



По словам корреспондента Радио Свободы Марьяны Торочешниковой, которая следит за процессом, вопреки ожиданиям журналистов, государственные обвинители до сих пор так и не начали представлять суду обвинительное заключение, и сегодня весь день стороны обсуждают сначала заявления, а потом ходатайства и самих подсудимых, и их адвокатов.

Несколько заявлений сделал и Михаил Ходорковский.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Заявление Ходорковского в Хамовническом суде



Вот что рассказала об этом журналистам его адвокат Наталья Терехова в перерыве судебного заседания: "Заявления Ходорковского сводились к тому, что на территории Российской Федерации закон должен быть един, закон должен быть один как для Ходорковского, так и для сотрудников прокуратуры".

Государственное обвинение, в частности, утверждает, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев незаконно завышали цены на похищенную нефть, прибыль забирали себе и легализовывали. По словам адвоката, Ходорковский заявил, что, во-первых, вполне логично продавать бензин за рубеж дороже, чем внутри своей страны, а во-вторых, при таком подходе все, кто пользовался "краденым" бензином, тоже должны быть на скамье подсудимых. "Пример шуточный, но дело оказалось нешуточным, потому что сущность обвинения, в принципе, сводится к этому", - добавила Наталья Терехова.

После выступления Ходорковского было заявлено ходатайство о том, чтобы исключить из дела пятерых потерпевших: ОАО "Роснефть", трех акционеров ОАО "ВНК" и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ранее РФФИ). Адвокаты бывших совладельцев "ЮКОСа" утверждают, что ОАО "Роснефть" не был причинен вред. Адвокат Вадим Клювгант заявил, что акционеры ОАО "ВНК" не могут претендовать на статус потерпевших, поскольку имеют право на акции, но не на имущество компании. Не может считаться таковым и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, так как все его имущественные интересы полностью удовлетворены в 2002 году, говорится в ходатайстве, полный текст которого опубликован на сайте пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Суд это ходатайство отклонил.

Как сообщает корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова, сейчас в суде обсуждается, пожалуй, самое интересное для журналистов - сегодняшнее ходатайство защиты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева о вызове в суд свидетелей. Среди названных лиц много российских высоких чиновников, в том числе, Владимир Путин, Игорь Сечин, Евгений Примаков, Борис Грызлов, Николай Патрушев, Сергей Степашин, Владимир Устинов, Владимир Рушайло, Герман Греф, Михаил Касьянов, Александр Жуков, Алексей Кудрин, Александр Починок. Всего в этом списке указано 246 фамилий: это и чиновники высокого уровня, и бывшие и действующие сотрудники налоговых ведомств, осуществлявшие налоговые проверки деятельности "ЮКОСа".

Говоря о необходимости вызвать в суд в качестве свидетеля Владимира Путина, Михаил Ходорковский отметил, что коль уж он, по мнению гособвинения, руководил организованной преступной группой, как называют "ЮКОС", то хотелось бы услышать от нынешнего председателя правительства, а в прошлом президента, почему соответствующие службы не сообщили ему, что он встречается с лидером преступной группировки.

В перерыве судебного заседания адвокат Вадим Клювгант сказал журналистам: "Мы на предварительном слушании представили все законные возможности и все законные обоснования для того, чтобы это позорное дело и вообще этот позор для страны, для правоохранительной системы, а теперь, возможно, и для судебной, был остановлен как можно раньше. Поскольку суд не воспользовался этими возможностями, и, с нашей точки зрения, необоснованно и незаконно отказал нам в этих ходатайствах, он теперь принял на себя ответственность за устранение или за последствия неустранения тех нарушений прав наших подзащитных, которые были допущены на досудебной стадии, включая фундаментальное право на защиту. Суд затруднил возможность справедливого и законного разрешения дела. И, кроме того, к сожалению для нас, он поставил сторону защиты перед необходимостью повторно и неоднократно возвращаться к тем вопросам, которые мы уже ставили на предварительном слушании. Мы подчеркнули, что у нас нет цели затянуть судебный процесс, и мы этого не хотим, но в то же время мы не выполним свои обязанности, если не будем реагировать на замалчивание этих нарушений или не будем препятствовать совершению новых нарушений. Поэтому все, что необходимо для того, чтобы это не замалчивалось, а новые нарушения пресекались, сторона защиты вынуждена будет предпринимать".

В заявлении в Хамовнический суд, текст которого опубликован на сайте khodorkovsky.ru, Михаил Ходорковский пишет: "Боюсь, как бы кому ни хотелось абстрагироваться, забыть о деле "ЮКОСа", - из этого ничего не выйдет. Хотя, наступая очередной раз на те же грабли, можно надеяться, что на этот раз почему-то повезет, и последствий не будет… Будут. Надеюсь, положительные. Мой девиз в этом процессе взят у советских политических диссидентов 70-х: "Власть, выполняй свои законы!".