Как в Чечне, но не сейчас

Владимир Надеин


Дмитрий Медведев вызвал к себе Александра Бортникова, предложил ему кресло напротив и рассказал, что дела в Чечне идут хорошо. Настолько хорошо, что пора немедленно отменять режим контртеррористической операции, существующий в Чечне с 1999 года.

Главный закон контртерроризма обязан своим рождением тогдашнему премьер-министру В.Путину. Суть закона в том, что на территории Чечни отменяются все законы. Вот, скажем, идет обыватель по улице Грозного. Но без паспорта. Могут его за это арестовать? Понятно, могут. А если обыватель с паспортом? Тоже могут. Хотя могут и не арестовать. Зато могут избить. Но могут не избивать. Могут избить и отпустить. Могут не избить и не отпустить. И так далее – воистину бескрайние просторы контртеррористической фантазии. И как венец венцов – мочить в сортире.

И вот это Медведев предложил как-то срочно изменить. Не то, чтобы совсем уж без сортира. Президент особо предупредил, что органам надо проводить параллельную работу. И ни в коем случае не ослаблять усилий. А уж если подвернулся сортир – пусть, но не с бухты-барахты. А так, чтобы после вдумчивого расследования. И, что важно, после честного, независимого и беспристрастного суда. Чтобы в Чечне стало, как везде. В смысле, как везде - у нас.

Особенность момента состоит не в том, о чем вы подумали. Конечно, Александр Бортников не из тех, кому рассказывают про Чечню. Он сам из тех, кто рассказывает. Бортников руководит ФСБ, главным секретным ведомством страны. Но даже это вторично. Главное, что он является начальником Национального антитеррористического комитета, которому обязаны подчиняться и армейские соединения, и милицейские части, и пожарные команды, и все шпионы, задействованные в Чечне. Так что, если по делу, то президенту Медведеву стоило бы послушать своего гостя, а не читать ему нотации.

Такая логика верна, но, извините, оторвана от жизни. В кремлевской палате есть своя система мер и весов. Иной раз кто выше – тот ниже. И наоборот. Кто выше, тот говорит. Кто ниже, тот слушает. Если судить по интервью, которое Дмитрий Медведев за день до того дал корреспонденту Би-би-си, то выше его – никого. Отчего Бортников и делал то, что ему надлежало делать. То есть – поддакивал. И даже чуть горячился в том непредосудительном смысле, что отменять сортирное законодательство следует никак не позже 1 апреля. Ну, никак.

Еще и Первое Апреля не брызнуло солнышком на нашу северную землю, как служивый люд столицы зашелся злорадным смехом. Медведев улетел в Европу. Путин, автор легендарного сортира, прилетел из Тольятти. Тут-то и оказалось, что в Кремле не только свои Невтоны, но и свои Евклиды с Лобачевскими. Они сами решают, какие из линий параллельнее. Куда делся тот самый Бортников, который восхищал президента своей мгновенной догадливостью? Он непреклонно собрал свой Национальный антитеррористические комитет. Он игнорировал День дурака. Он забыл о президенте, улетевшем в Европу. Он проявил такую решимость, будто Англия оставит у себя Медведева навсегда. "Соответствующий проект еще будет обсуждаться, - сказал, согласно официальному источнику, Александр Бортников. - Для дальнейшей нормализации обстановки, решения социальных и экономических задач необходимо оптимизировать систему организации и управления контртеррористической операцией на территории северокавказского региона".

Вы знаете, сколько времени необходимо, чтобы "оптимизировать систему"? Я знаю. Ровно столько, сколько надо. И даже знаю, кому надо. И даже знаю, почему.

Незадолго до миротворческой инициативы Дмитрия Медведева в Чечне побывала группа депутатов Государственной Думы. Впечатления сказочные. "Мессир, я в восторге!" "После известного периода вооруженного противостояния положение в Чеченской Республике на сегодняшний день является одним из наиболее стабильных в Северокавказском регионе",- сказал глава делегации Владимир Васильев, он же председатель Думского комитета по безопасности, он же бывший замминистра внутренних дел РФ.

Он отметил также, что "несмотря на жесткую критику Запада на проведение референдума, президентских и парламентских выборов в отсутствии якобы достаточной свободы и демократии, опыт политических преобразований в Чеченской республике впоследствие был использован западными критиками в Афганистане и Ираке". То есть, Обаме есть, чем разжиться у Кадырова. И не только Обаме. "Важно ознакомиться с положительным опытом в Чеченской Республике по решению проблем безопасности в нынешних условиях, - замахивается Васильев уже на самое святое, - с тем, чтобы содействовать его распространению в других субъектах России, где наблюдаются террористические проявления и экстремистские настроения". А где они не проявляются?

Вот это – лишнее. Опыт братской Чечни уже нашел повсеместное распространение. Вот идете вы, скажем, по Владивостоку. Или по Туле. Или даже по самой Москве. Чуть поддамши, но не экстремист. А паспорта – нету. В кухне забыли, на рояле. Так могут вас арестовать? Конечно, могут. А если с паспортом? Тоже. Хотя могут и не арестовать. Зато могут избить. Но могут и не избивать. Это так везде – и везде по закону. По всей России публика обожает свои милицейские обезьянники точно так же, как жители Чеченской Республики – свои правоохранительные сортиры. Поэтому погром – так для всех! Если уж взялись "оптимизировать систему", так валяйте по всей великой Руси. Чтобы с легким сердцем и без страха перед ОМОНом мы могли решать "социальные и экономические задачи". А Обама пусть мотает на ус. Пригодится в Ираке.