Государственные обвинители по делу ЮКОСа пока не представили суду обвинительное заключение

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Андрей Шароградский: В Хамовническом суде Москвы, куда передано новое дело против бывших совладельцев компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, сегодня начались слушания по существу предъявленных прокуратурой обвинений. В прямом эфире наш корреспондент Марьяна Торочешникова.
Марьяна, что известно о подробностях сегодняшнего заседания?

Марьяна Торочешникова:
Вопреки ожиданиям журналистов, государственные обвинители до сих пор так и не начали представлять суду обвинительное заключение, и сегодня весь день стороны обсуждают сначала заявления, а потом ходатайства и самих подсудимых, и их адвокатов. В частности, сегодня несколько заявлений сделал Михаил Ходорковский, и вот что об этом рассказала его адвокат Наталья Терехова в перерыве судебного заседания.

Наталья Терехова: Заявления Ходорковского сводились к тому, что на территории Российской Федерации закон должен быть един, закон должен быть один как для Ходорковского, так и для сотрудников прокуратуры, несмотря на то, что перед нами там Шохин либо Лахтин, либо кто-то другой. Был приведен яркий пример - покупки бензина. Так вот, примерно за такое обвинение, предъявленное нашим подзащитным, они находятся у нас на скамье подсудимых. И, соответственно, лица, которые приобретали этот бензин, должны также находиться не очень далеко от этого аквариума. Пример шуточный, но дело оказалось нешуточным, потому что сущность обвинения, в принципе, сводится к этому.

Марьяна Торочешникова: Речь идет о том, что государственное обвинение, в частности, считает, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев незаконно завышали цены на похищенную нефть и потом прибыль забирали себе и легализовывали. Так вот, Михаил Ходорковский привел пример о том, что это, во-первых, вполне логично - продавать все дороже за рубеж, чем внутри своей страны, где цены были в 4-6 раз ниже, а кроме всего прочего, в таком случае надо обвинять и государственных обвинителей самих, и членов их семей, и вообще большинство граждан за то, что они пользовались краденым и приобретали краденое, если вся эта переработанная нефть была похищена ЮКОСом. После этого было заявлено ходатайство о том, чтобы исключить из дела потерпевшую сторону, которая здесь ненадлежащим образом, по мнению защиты, представлена. И, наконец, сейчас обсуждается, пожалуй, самое интересное для журналистов - сегодняшнее ходатайство защиты и самого Михаила Ходорковского и Платона Лебедева о вызове в суд свидетелей. Среди лиц, названных адвокатами, Михаилом Ходорковским, много высоких российских чиновников, начиная от Владимира Путина, Игорь Сечин, Примаков, Грызлов, Патрушев, Степашин, Устинов, Куликов, Рушайло, Греф, Касьянов, Жуков, Кудрин, Починок... Это бесконечный список, и на самом деле здесь 246 фамилий указаны в этом списке. Это и чиновники высокого уровня, и бывшие и действующие сотрудники налоговых ведомств, осуществлявшие налоговые проверки деятельности ЮКОСа. В частности, говоря о необходимости вызвать Владимира Путина в суд в качестве свидетеля, Михаил Ходорковский сказал, что, по мнению государственного обвинения, Ходорковский руководил организованной преступной группой, ну, ЮКОС называется организованной преступной группой, и хотелось бы услышать от нынешнего председателя правительства, а в прошлом президента, как же так, почему ему не сообщили соответствующие службы, что он встречается с лидером преступной группировки.