С днем рождения, бродяга

Директор Музея кино Наум Клейман

Директор Музея кино Наум Клейман

Государственный центральный музей кино четвертый год не имеет своего здания. До 2005 года он располагался в Киноцентре на Красной Пресне. Теперь же экспонаты и коллекции хранятся на киностудии "Мосфильм", а показы фильмов проходят в различных культурных организациях Москвы и других городов.

Тем не менее, сотрудники музея, 31 марта отметившие его 20-летие, надеются на лучшее, говорит директор Государственного центрального музея кино Наум Клейман:

- Мы уверены, что рано или поздно музей обретет свое здание. У нас сейчас была комиссия из министерства культуры, которая проверяла, как мы ведем документацию. И они отметили, что абсолютно необходимо нормальное хранилище, нормальные экспозиционные залы. И рано или поздно, конечно, музей будет. Годы учения, сейчас годы странствий наступили, говоря по Гете. Ну, значит, будет и время, когда будет стационарное существование.

Задача музея – не только дать представление о том, что такое настоящее кино, но и помочь людям развиваться, продолжает Клейман:

- Это не только познание мира, не только возможность увидеть далекие страны, далекие времена, но и познать себя. Не зря кинематограф сравнивали с пророческим сном. В этом действительно есть нечто от сновидения, которое раскрывает в человеке его потенции, его мечты, его возможности. Люди, которые делали музеи во Франции, Италии, Германии опередили нас по времени, хотя наши соотечественники мечтали о музее кино много лет. В Турине замечательный музей, но он не отрицает того, что сделали, например, наши коллеги в Германии, или во Франции, в Японии. Они все друг друга дополняют, и в этом удивительная особенность музеев кино: это единое мировое сообщество. У каждого музея есть свой срез кинематографа. Например, замечательный реликварий, который собрал Анри Ланглуа во Франции, дополняет такой иронический и веселый комментарий к жанрам кино. Или, например, немецкий музей в Берлине, который дает исторический срез, историю Германии через кинематограф, он же дополняется как бы другими аспектами. У нас есть две-три концепции, которые следуют нашим представлениям, что такое кино не только как зеркало, но и как увеличивающее стекло, как говорил Маяковский.

Руководителя Государственного центрального музея кино Наума Клеймана называют последним гуру московского студенчества, последним рыцарем кино. У него есть редкое качество: он формирует не только эстетическую атмосферу - он создает, прежде всего, атмосферу нравственную и не боится идти против мнения большинства. "Потаенное сокровище кинематографа" – так называл его венгерский кинорежиссер Иштван Сабо.

Двадцать лет назад, в 1989 году, вдова Чарли Чаплина Уна Чаплин подарила музею фильм "Великий диктатор", показом которого открылся Большой зал Киноцентра в Москве. Теперь музей фактически бездомный, и многие специалисты называют закрытие его основного помещения преступлением.