«Геннадий Рождественский — один из самых интеллектуальных дирижеров»

«Когда оркестр ведет Геннадий Рождественский, вам кажется, что он импровизирует, будто в первый раз слышит музыку, если, вообще, не сам ее написал»

4 мая дирижер Геннадий Рождественский отметил свой 75-летний юбилей. Родившись в семье музыкантов, дирижер окончил Московскую консерваторию, в начале 50-х годов стажировался в Большом театре, дирижировал студенческим оркестром. Много лет работал в Большом театре, был его главным дирижером и художественным руководителем. Работал дирижером Московского музыкального камерного театра, приглашенным режиссером нескольких престижных европейских музыкальных театров. Дирижировал Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. Лауреат множества российских и международных профессиональных премий и наград. Автор нескольких книг мемуаров и исследований по теории дирижерского искусства.


Геннадий Рождественский дебютировал с оркестром Большого театра, когда ему было двадцать лет, и нет смысла перечислять все произведения, которыми он дирижировал или в записи которых принимал участие, тем более что работал он с ведущими оркестрами и музыкальными театрами мира, а потому сосчитать сделанное им фактически невозможно. Важно, что Геннадий Рождественский почитается, как один из самых интеллектуальных дирижеров, что, наряду с произведениями хрестоматийными, он всегда представлял и представляет публике сочинения новаторские. Часто, когда вы слушаете оркестр под руководством даже очень хорошего дирижера, вы сознаете, что сочинение выучено назубок и тщательно выполнено. Когда же оркестр ведет Геннадий Рождественский, вам кажется, что он импровизирует, будто в первый раз слышит музыку, если, вообще, не сам ее написал. Поэтому любое сочинение в изложении великого дирижера кажется совершенно живым и современным.


Внешне Геннадий Рождественский страшно похож на хоббита, однако ученики его перед ним трепещут, оркестр подчиняется ему безоговорочно, и, сколько можно судить со стороны, человек он резкий. Придя к власти в Большом театре, довольно решительно отмежевался от политики прежнего руководства и, помнится, обрушился на балет «Дочь фараона». Ругал он, естественно, музыку, но очень симпатичный спектакль из репертуара вылетел. Потом Рождественский и сам покинул театр. Он репетировал первую редакцию «Игрока» и довел его до премьеры, но считал, что театр не предоставил ему полноценных условий и спектакль получился «сырым». Это, кстати, рифмуется с недавним скандалом в Большом театре, когда Мстислав Ростропович отстранился от работы над «Войной и миром».


Еще Геннадий Рождественский славится тем, что любит предварить концерты небольшими лекциями. Дирижируя одним из классических произведений, он сделал паузу и принялся распекать музыкантов. Вообще-то, он только озвучил ремарку композитора, имевшуюся в партитуре, но рецензенты этого не знали и принялись винить дирижера за его недостойное поведение. Тогда, говорят, Рождественский обратился к главному редактору респектабельной газеты, указав ему на ошибку обозревателя. Замечу, что, как и большинство великих людей, Рождественский талантлив и образован всесторонне: знакомство с его книгами может доставить не меньшее удовольствие, чем знакомство с его музыкальным творчеством.