Московской Хельсинкской Группе - 30 лет

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Кирилл Кобрин : Созданная диссидентами Московская Хельсинкская Группа, конечно же, преследовалась советскими властями. В 1982 году она вынуждена была заявить о самороспуске. В годы перестройки Группа возобновила свою работу. Напомню, сейчас Московская Хельсинкская Группа - крупнейшая в России неправительственная правозащитная организация. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.



Карэн Агамиров: Вначале слово было предоставлено послу Соединенных Штатов Америки в Российской Федерации Уильяму Бёрнсу.



Уильям Бернс : Большое вам спасибо. Для меня большая честь, можно сказать, привилегия быть с вами на праздновании этого важного юбилея. Трудно поверить, что прошло уже 30 лет с момента, как по инициативе Юрия Орлова, была основана Московская Хельсинкская Группа, старейшая и сама уважаемая организация по защите прав человека в России.


В течение последних трех десятилетий вы безустанно защищали права человека и развивали гражданское общество в России, часто жертвуя собой. Во многом благодаря вашим усилиям, мы стали свидетелями потрясающих достижений в этих областях, которые мало бы кто предсказал 30 лет назад. Позвольте мне вас с этим поздравить.


Хорошо известно, что ни одна страна, в том числе и США, не может почивать на лаврах, когда речь идет о соблюдении прав человека. Правозащитная деятельность никогда не утратит своей актуальности. Сегодня мы с признательностью смотрим на то, что вам удалось добиться. Но впереди предстоит еще немало дел.


Посольство США поддерживает давние и плодотворные отношения с Московской Хельсинкской Группой. Я надеюсь на то, что и в дальнейшем они останутся таковыми. Я желаю вам успеха. Мир стал честнее. Усилия по укреплению демократии и прав человека в одной стране помогают людям всех стран. Спасибо за вашу работу в прошлом, настоящем и будущем. Спасибо.



Карэн Агамиров: У микрофона - основатель и первый председатель Московской Хельсинкской Группы Юрий Орлов. МХГ образовалась, напомнил он, вслед за Хельсинкскими Соглашениями 1975 года. В гуманитарных статьях этих Соглашений были прописаны основные права человека, и, таким образом, советское руководство приняло на себя обязательство придерживаться международных стандартов в этой области. Московские правозащитники Юрий Орлов, Андрей Амальрик, Валентин Турчин и Анатолий Щаранский пришли к идее создания независимых от правительств общественных объединений по контролю за выполнением правозащитных статей Хельсинкских Соглашений.


И вот 12 мая 1976 года на пресс-конференции в квартире академика Андрея Сахарова Юрий Орлов объявил о создании МХГ. Она становится глашатаем прав человека в Советском Союзе, а ее лидер - политическим заключенным.



Юрий Орлов : Как это произошло? Меня задержали, арестовали и привезли в районный КГБ. Одновременно это для заграницы, а не для Советского Союза опубликовали вот это заявление, что эту группу следует игнорировать, потому что это такие-то и такие-то, а такой-то человек возглавляет - известный антисоветчик. Он занимается этим, потому что давно забросил науку.



Карэн Агамиров: Создание Московской Хельсинкской Группы положило начало международному Хельсинкскому движению. Сегодня оно представлено хельсинскими комитетами в 40 странах мира, объединенными в Международную Хельсинкскую Федерацию по правам человека.


В настоящий момент, признал Юрий Орлов, правозащитное движение в России переживает не лучшие времена.



Юрий Орлов : После максимума престижа правозащитных организаций где-то, скажем, в 1996, 1997 годах начался постепенный сдвиг. В начале, конечно, демократы и слово "демократия" потеряли престиж среди людей. Произошло ли это только благодаря действиям правительства, президента и спецслужб? К сожалению, не только. Само население сдвинулось. Вот этот сдвиг к ксенофобии - это не только инспирировано сверху. Он произошел, действительно, фундаментально в самом населении России.



Карэн Агамиров: Необходимо придать правозащитному движению массовый характер, убежден основатель Московской Хельсинкской Группы. При этом правозащитники, подчеркнул он, никогда не ставили главной целью изменение существующего строя. Это - удел политиков. Задача правозащитников - отслеживать нарушения прав человека, предавать их огласке и оказывать давление на власть с целью добиться соблюдения международных обязательств. Однако, по мнению Орлова, сегодня ситуация в стране такова, что правозащитники вынуждены будут переходить к политической борьбе. Но опять же при поддержке масс. Орлов считает, что партия численностью не менее чем в один миллион человек способна выправить положение и повести народ к лучшей жизни, в которой человек считается человеком не только в Конституции, но и в реальной действительности.


Нынешний председатель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева подчеркнула: "пресловутый Закон "О неправительственных организациях" заложил бомбу под правозащитное движение и гражданское общество".



Людмила Алексеева : Та самостоятельность и то достоинство, с которым держатся правозащитники, обращаясь к власти с просьбами, а то и с требованиями о соблюдении прав человека, соблюдении наших законов, и об уважении прав наших граждан, и достоинства наших граждан, не всегда находят отклик у властьимущих. Вот то, что нас заметили, по-моему, в последнее время привело к тому, что у нас появился закон об НКО. Это вот печальный результат нашего знакомства с властями.



Карэн Агамиров: Однако правозащитники не сломлены и продолжают свое дело. Они перенесли центр тяжести в регионы.



Людмила Алексеева : Потому что очень много стали появляться, буквально, как грибы после дождя, стали расти эти организации. Они были неопытны, они не имели никакой материальной базы. Даже их активисты не очень хорошо себе представляли, что такое права человека. Возможностей узнать это было не так уж много. Поэтому старейшая организация, которая аккумулировала бы это, - это была просто богом и историей предназначенная нам роль.



Карэн Агамиров: А вот Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин считает так.



Владимир Лукин : Я считаю, что с правами человека у нас в стране, в России, сейчас нормально, как в России.



Карэн Агамиров: Московской Хельсинкской Группе - тридцать лет.



Людмила Алексеева : Нам, может быть, предстоят трудные времена. Но, друзья, какие-то 11 совершенно бесправных человек, как и все остальные советские граждане, создавшие 30 лет назад Московскую Хельсинкскую Группу, сейчас отмечают свое 30-летие. Лет до старости нам без старости. Мы это переживем. Спасибо.