«Путин просто успевает опередить конкурентов России»

Президент России присмотрел на Востоке еще одного «друга»

Президент России Владимир Путин провел в Сочи переговоры с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Россия выступает против финансовой изоляции Палестинской автономии, правительство которой сформировала радикальная группировка ХАМАС. О чем говорили Путин и Аббас и до чего договорились?


Владимир Путин начал встречу с Махмудом Аббасом с того, что подтвердил ранее звучавшие предположения экспертов, что приглашение в сочинскую резиденцию имело целью показать признак особого расположения. Слова «дружба», «друг» пронизывали всю речь российского президента. Со своей стороны, Махмуд Аббас не уставал благодарить Владимира Путина за уже выделенную Палестинской автономии помощь. Весьма лестно он отозвался о недавнем послания Владимира Путина Федеральному Собранию. Воспользовавшись присутствием телекамер, Аббас призвал Израиль «разморозить наши фонды и вернуться к двусторонним решениям. Если этого не сделать, то можно убить мирный процесс навсегда, накалить обстановку в регионе и усилить экстремизм». При этом гость сообщил, что по-прежнему верит в план ближневосточного урегулирования, известный как «дорожная карта».


Затем переговоры продолжались за закрытыми дверями ; президенты еще раз показались журналистам, выйдя на балкон сочинской резиденции с чашками чая. Улыбки Владимира Путина и Махмуда Аббаса были еще более убедительными, чем в начале встречи – хотя обсуждавшиеся ими темы едва ли к тому располагали.


По словам президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, в самой Палестинской автономии происходят процессы, которые могут просто похоронить идею созданию независимого палестинского государства: « Более-менее понятно, о чем говорит российское руководство с Махмудом Аббасом. Назревает жесточайшее столкновение групп, идеологий, кланов на территории Палестинской национальной администрации. Палестина стоит на грани гражданской войны. Бывший Советский Союз, сегодня Россия уже на протяжении полутора десятилетий является одним из ключевых игроков, с которым палестинцам необходимо обсудить свое будущее».


Вероятно, обсуждением этого будущего Владимир Путин и Махмуд Аббас и занимались. Корреспондент египетского журнала «Аль-Муссавар» в Москве Сами Амара добавляет, что речь на переговорах могла идти о выделении дополнительной финансовой помощи: «Москва уже перевела 10 миллионов на счет Аббаса в пользу властей Палестины. Но этого недостаточно для того, чтобы решить проблемы палестинского народа, учитывая, что все хуже и хуже становится после того, как весь мир бойкотирует ХАМАС».


По завершении переговоров стало известно, что вопрос о новом финансовом транше со стороны России на данный момент не стоит. Сообщивший об этом заместитель главы российского МИД Александр Салтанов пообещал, что в случае поступления из Рамаллы конкретные запросов они будут внимательно изучены.


По мнению обозревателей, Россия вряд ли стала бы помогать Палестинской автономии в одностороннем порядке перед близкой уже встречей «большой восьмерки». Ролью Москвы в этой ситуации удовлетворены умеренные политики в Израиле. Так, председатель партии «Демократический выбор» Роман Бронфман в интервью Радио Свобода отметил, что «Россия активизировала свою позицию по Ближнему Востоку и в свете своих внутренних потребностей и как результат выборов в Палестинской автономии в парламент и победы организации ХАМАС. Я думаю, в израильском общественном мнении есть консенсус по поводу председателя Палестинской автономии Абу Мазена (Махмуда Аббаса – РС) и его роли в возможном урегулировании конфликта. Есть довольно значительное количество политиков, которые понимают, что ослабленный председатель Палестинской автономии Аббас не в интересах Израиля, и поэтому любая поддержка Абу Мазена, любое продвижение его по пути попыток консолидации нормальных, прагматических сил в автономии на руку и России, и Израилю, и, конечно же, самой палестинской общественности».


А вот московский эксперт Евгений Сатановский считает, что у России, при всей ее нынешней финансовой мощи, вряд ли есть возможность посредничать во внутрипалестинской ситуации. «Путин чрезвычайно быстро и активно успевает сделать то, чего просто не успевают сделать соседи, конкуренты, партнеры России. Но это вовсе не значит, что ХАМАС будет прислушиваться к чьему бы то ни было мнению за пределами собственной организации, расколотой на сирийское крыло и внутреннее крыло. Поэтому здесь не стоит преувеличивать роль России в том. Вмешиваться во внутриарабский диалог практически не удавалось еще никому за пределами арабского мира», - полагает аналитик.


Несмотря на этот скепсис, в Израиле за переговорами в Сочи следили не менее пристально, чем за новостями из самой Палестинской автономии. Две ее главные политические силы - партия ФАТХ (ее олицетворяет Махмуд Аббас) и радикальное движение ХАМАС (оно контролирует парламент и правительство) подписали документ о признании Израиля в границах 1967 года, что может стать основой для возобновления переговоров между палестинцами и израильтянами.


Этому особому вниманию есть объяснение. Традиционно роль первой скрипки на Ближнем Востоке играют США. Но сейчас Вашингтон серьезно занят ситуацией в Ираке и вокруг Ирана. Свято место пусто не бывает, и Израилю приходится внимательно относиться к активности значительно уступающей Америке по своим внешнеполитическим ресурсам России.