Театр стал помехой для реформы

Александр Калягин: «Театр имеет удивительные рычаги. Если мы хотим взбудоражить общественность, театр имеет все возможности» [Фото — «Эзоп», www.kalyagin.ru]

Форум Союза театральных деятелей завершился в Москве скандалом, звучали призывы к отставке правительства. Председатель Союза Александр Калягин, комментируя итоги форума, выступил с резкой критикой законопроекта об автономных учреждениях, который планирует провести правительство.


Два года назад в знак протеста против решений Минэкономразвития и Минфина, грозящих гибелью репертуарному русскому театру, собирались силами народных артистов нести по улицам Москвы гроб с надписью «Театр». Тогда вроде обошлось — добились аудиенции у Грефа, дошли чуть не до самого Путина, добились принятия поправок в проект закон «Об автономных учреждениях». Однако в 2006 году обнаружились новые подробности, а точнее неясности, которые потребовали снова собирать Форум.


«В законопроекте нет гарантий бюджетного финансирования государственного задания, нет гарантий сохранения имущества, включая здания и помещения, нет ясности с судьбой учреждений, которые останутся бюджетными, смогут ли они самостоятельно тратить заработанные ими деньги или бюджет все у них отберет, — говорит Александр Калягин. — В обобщенном виде замечаний по проекту закона "Об автономных учреждениях" было все это сформулировано Министерством культуры, передано в правительство — и никакой реакции».


А вдобавок к прочим неприятностям появился еще закон о тендерах, это привело к тому, что, как выразился Александр Калягин, «режиссер Фоменко должен проводить конкурс на постановку в Театре Фоменко».


Но, как бы то ни было, в первый день Форума все шло по-рабочему: доклады, выступления, поправки. Гладко выступал министр культуры Соколов, сетовал разве на то, что многие законы проходят мимо Министерства культуры. Потом зачем-то с небольшой лекцией по истории театра выступил Михаил Швыдкой, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии. На прямой вопрос из зала — кто лично будет нести ответственность за происходящее в сфере законотворчества? — он ответил странно. «"Антигона", — сказал он, — это не для жизни, а для смерти». Антигона, вообще-то, хотела похоронить брата по обряду, а Креон велел выбросить его тело псам. Можно предположить, что Антигона — это те театральные люди, которые собирались пусть хоронить театр, но хотя бы по-христиански. Открытым остается вопрос — кто выступает в роли Креона? Далее господа Соколов и Швыдкой покинули высокое собрание.


А на второй день Форума выяснилось, что, пока делегаты вносили поправки, комиссия правительства успела одобрить текст проекта закона «Об автономных учреждениях» и отправить его в Думу для рассмотрения в первом чтении. Причем, сделано все это было в присутствии министра культуры, которого даже не заслушали. Это известие привело делегатов в такое возбуждение, что послышались призывы к отставке правительства.


Александр Калягин комментирует: «Взрыв эмоций на форуме, вплоть до призывов к отставке правительства и прямому обращению к президенту России, — это следствие наплевательского отношения чиновников к нашим проблемам».


В 2004 году люди театра были возмущены тем, что к разработке законов не привлекли их специалистов. К 2006 году ровно ничего не изменилось. «За несколько месяцев до форума мы совместно с Советом Федерации провели парламентские слушания, — говорит Александр Калягин. — Там были рекомендации правительства, в частности — такая рекомендация: "Поручить руководству Министерства экономического развития, Министерства финансов принять участие в работе Второго Всероссийского театрального форума ‘Театр: время перемен’ и выступить на нем с разъяснением основных положений программы реформирования бюджетного сектора экономики с прогнозом экономических, социальных и культурных последствий проводимых реформ". По рекомендациям было специальное правительственное поручение Грефу и Кудрину. Никто не пришел, поручение проигнорировали. У меня, как у большинства участников Форума, вообще сложилось ощущение, что наши реформаторы боятся диалога с народом или, может быть, еще хуже, они считают народ какой-то помехой в проведении этих реформ».


Вообще Александр Калягин держался очень спокойно, но в словах его отчетливо звучит скрытая угроза: «Хочу вам заявить, что я намерен, как председатель Союза театральных деятелей, добиться отмены в отношении творческих коллективов положений 94-го закона и, второе, принять такой закон "Об автономных учреждениях", который людям будет помогать, а не вредить. 23 мая должно состояться заседание Комитета по культуре Госдумы, и я намерен, как председатель Комиссии по развитию культуры в Общественной палате, потребовать закон на экспертизу. И, наконец, идти, конечно, опять на поклон к президенту, видимо, без него в нашей стране ничего не решается. Я сдаваться не намерен. Театр имеет удивительные рычаги. Если мы хотим взбудоражить общественность, театр имеет все возможности. Недаром пользуются во времена выборов театром, приглашением актеров».


Будет картинно, если Союз театральных деятелей все же выведет на улицу народных артистов.